Прекрасно, когда два человека создают семью.
Один мой дальний родственник развелся. Дети остались с матерью. Вскоре он женился второй раз. И однажды я спросил его:
– Почему ты развелся? Твоя нынешняя жена что, красивее предыдущей?
– Нет, отче!
А я-то думал, что его вторая жена – красавица. Но нет. Оказалось, что она иностранка, не богата и не так уж красива. И со своей первой женой он развелся не потому, что нашел себе другую – покрасивее или побогаче.
– Я скажу тебе так, отче. Все пятнадцать лет, что я был женат, я не видел от жены ни внимания, ни интереса, ни любви. И не слышал от нее ни одного доброго слова. Будто у меня и не было жены. Я жил в полном одиночестве – как монах.
– Ну а что такого есть у твоей новой жены? Позволь и мне узнать! Я ведь священник, можешь говорить смело.
Я подумал, что сейчас он начнет говорить о чём-то плотском, греховном… А он сказал в ответ:
– Да ничего такого, отче! Просто она, как я вернусь с работы, берет таз, наливает в него горячей воды, сыплет туда соль и говорит: «Ставь сюда свои ноги! Посиди немного и отдохни, ты сегодня устал. А я разотру твои пальцы». За пятнадцать лет совместной жизни с моей первой женой она мне ничего приятного не сделала, а уж о мытье ног я и не говорю! Хоть бы слово доброе я от нее услышал… А эта, иностранка, с такой любовью заботится обо мне! И разве я виноват, что с первой мы развелись? Я жил с ней как нищий, и дома мне было очень тяжело…
Видите, как получилось? Таз горячей воды, щепотка соли и много любви – и жизнь человека стала прекрасной! Вот в чём секрет.
Счастье нельзя купить за деньги. Дело не в том, что нет денег, а в том, что нет душевной привязанности и любви.
Когда твой ребенок дома улыбается и напевает, – твой дом превращается в рай. И неважно, есть у тебя деньги или нет. Ты открываешь ключом дверь и думаешь: «Дома меня ждет женщина, которая создана для меня, которая любит меня и думает обо мне». А жена в это время думает: «Пока я занимаюсь домашними делами, мой муж думает обо мне, о нашем ребенке, о нашей семье». Вот что такое счастье.
Кризис в нашей стране (в Греции – прим. перевод.) показывает, что, помимо проблем в экономике, у нашего народа есть и духовные проблемы. У нас нет душевных сил, нет любви к ближнему, нет близости друг к другу. Поэтому мы так страдаем.
То, что вы поженились, – прекрасно. Не смотрите, что я и множество других людей не имеем семьи. Нас Господь призвал для другого. Но и вас Он тоже призвал! У Него были Свои причины на то, чтобы поженить вас. Поэтому никогда не думайте, что ваш брак – ошибка. Не потеряйте то, что вам было дано.
А те из вас, кто пока еще не создал семью, – хорошенько подумайте. Что я имею в виду? Две вещи. Ваш будущий избранник должен, во-первых, обладать чистым сердцем, а во-вторых, подходить вам по характеру.
Как сказала мне одна девушка:
– Я встретила человека. Но он не очень церковный. Можно мне выйти за него замуж?
Я спросил ее в ответ:
– А ты очень церковная?
– Конечно! Разве нет?
– Не думаю. По тому, как ты исповедуешься, нельзя сказать, что ты абсолютно церковный человек и ведешь духовную борьбу.
– Да. А он нецерковный даже для моего уровня…
Ваш избранник должен быть хорошим, добрым человеком, с подходящим для вас характером.
Вы должны подходить друг другу – так, чтобы за разговором не хотелось бы смотреть на часы и расставаться.
Если его присутствие не тяготит тебя, если тебе не надоедает быть с ним рядом, слушать его, разговаривать с ним, – значит, вы друг другу подходите. И Господь благословляет вас.
Для того, чтобы пожениться, недостаточно обоим быть христианами. Можно быть христианами, но при этом не подходить друг другу.
Иногда приходится слышать, как молодому человеку советуют:
– Женись на этой девушке! Она церковная!
– Но мы с ней совершенно разные люди!
– Да, но она – настоящая христианка.
– Нет, не могу. Я смотрю на нее – и ничего не чувствую!
– Сынок, но у нее дедушка священник!
– Да что мне за дело, кто у нее дедушка? Какое это имеет значение?
Я хочу сказать, что человек может быть очень хорошим, но огромное значение имеет его характер. Важно, чтобы у людей были родственные души, чтобы им нравилось общаться друг с другом. Поэтому нужно быть особенно внимательными к выбору своих детей. Нельзя заставлять их делать то, чего им не хочется, из-за чего они потом будут страдать, плакать, а вместе с ними – и вся ваша семья.
Во всём, что касается выбора вашими детьми будущего супруга, нужно уважение к этому выбору, внимание и молитва.
Вот сейчас я стою на берегу, а вы отправляетесь в открытое море. И я даю вам пресной воды на дорогу, говоря, что я – с вами, я думаю о вас. Вы выбрали свой крест, и теперь станете героями семейной жизни. Знаете, что часто желают священникам вместо традиционного «Многая лета»? Прекрасного рая! Слышали когда-нибудь такое? И еще: «Отче, радуйся своему царству!»
Вот и я сейчас говорю вам необычное пожелание: радуйтесь своей семье! Радуйтесь тому, что она у вас есть, потому что вам оказана большая честь. Сколько бы ни было у вас детей – один, много или вообще ни одного (тут уж как Бог даст), как бы ни складывались дальше обстоятельства, – то, вы получили сейчас, – высокая честь, драгоценный дар.
Как прекрасно осознавать, что кто-то живет ради тебя, думает о тебе, уважает тебя; что вы – вместе, что это – твой человек, он – с тобой, а ты – с ним. Это замечательно!
Господь оказал вам великую часть, поженив вас и возложив на вас венцы со словами: «Венчается раб Божий рабе Божией». Твой венец – твоя жена. Твоя слава – твой муж. Это прекрасно! Желаю вам радоваться этому и много лет прожить вместе.
В семейной жизни всё способствует самосовершенствованию – даже споры и ссоры. В конце концов душа смягчается – подобно тому как суп, который долго варился, становится вкусным. Просто нужно время. Жизнь кипит, бурлит, и мы все варимся в ней, варимся в собственном соку, но Бог никогда нас не оставляет. В конце концов люди стареют – и вы состаритесь, и уже не будете много ругаться. Об этом я услышал от одного дедушки. Как-то я сказал ему:
– Отец, вы так выросли духовно! Вы очень давно не говорите мне о том, что ругаетесь со своей женой.
– Ох, я просто больше не могу – стар уже!
Он устал ругаться! И состояние здоровья ему здесь «помогает». Раньше он был громким, вспыльчивым, а теперь сидит и тихо просит: «Пожалуйста, налей мне чаю!» Таким образом и душа его смягчилась.
Когда эта жизнь закончится, мы поймем, что наша вторая половинка – самый большой наш благодетель.
Благодаря мужу, жене мы окажемся в раю, потому что здесь, на земле, мы вместе учились терпению, прощению, смирению. Больше слушать и меньше говорить, прощать, умягчать свое сердце. Как бы еще мы этому научились? В одиночестве?
Одна женщина как-то сказала мне:
– Отче, я слушаю вашу передачу и чувствую себя такой счастливой!
– Прекрасно! – ответил я.
– И дома у меня так тихо, мирно…
– Замечательно! А сколько вас человек?
– Когда я слушаю передачу, я одна.
– А, прекрасно.
– Но когда в обед домой приходит мой муж, мы начинаем ругаться.
– Хорошенькое дело! Ты хоть понимаешь, что говоришь?
– Но ведь когда я одна, я спокойная!
– Не хватало тебе только самой с собой ругаться! Тут уже лечиться бы пришлось…
– Зачем вы это говорите?
– Затем, дорогая моя, что важно быть спокойной не наедине с собой, а с мужем. А ты с ним ругаешься.
То же самое говорил и старец Паисий. Одни супруги как-то спросили его:
– Отче, когда мы ругаемся, кто должен уступить первым?
– Священное Писание – на моей стороне, – добавил муж. – Ведь в Писании сказано: «Жена да убоится своего мужа» (Еф. 5:33). Значит, жена должна подчиняться мужу. Скажи, отче, кто же из нас должен уступать?
Старец Паисий сказал в ответ:
– Дети мои! Уступает тот, кто умнее. Умный уступит и прекратит ссору. И всё.
Прекратить ссору значит перестать ругаться и больше к этому не возвращаться. А когда люди надувшись расходятся по углам и перестают друг с другом разговаривать – это еще хуже. Одна женщина сказала мне:
– Когда мы с мужем ругаемся, я выбираю очень правильную тактику: просто перестаю с ним разговаривать.
– Ты хочешь сказать, что таким образом проявляешь спокойствие и смирение?
– Нет! Я просто с ним не разговариваю. Делаю вид, что не замечаю его, будто его нет дома.
– Серьезно?
– Да.
– И сколько вы сейчас не разговариваете?
– Три дня как минимум.
– Три дня?! Ты серьезно?
– Да! Я не разговариваю с ним, чтобы он понял свою ошибку! Вы не думайте, отче, я его люблю! Просто это у меня прием такой.
– Послушай, но если ты начнешь с ним разговаривать, разве он не поймет своей ошибки?
– Нет, потому что если я буду говорить с ним, он заважничает!
Вот такие семейные дела. Один чуть что – заважничает, другая – захватит власть… Что напоминают такие отношения? Отношения противоборствующих сторон. Но разве супруги – противники? «Я победил!» – «Нет, я!..» Так нельзя. Побеждает любовь. Побеждает Господь, и побеждает единство супругов, с тем чтобы их дети, видя их отношения, могли сказать: «Как здорово, что у нас такие родители!»
Как-то я спросил одного мальчика:
– Ты любишь Бога?
И он спросил в ответ:
– А какой Он, Бог?
Я ответил:
– Бог – это Отец. Он любит тебя, как твой отец.
И тут мальчик говорит:
– Но мой отец не очень-то меня и любит! После того как они с мамой развелись, он мною совсем не интересуется. Мы очень давно не разговаривали…
И как я могу после этого объяснить такому мальчику, что Бог – наш Отец, раз у него перед глазами нет примера любящего отца, счастливой матери? Мы должны объединить усилия. Внутри Церкви семьи должны жить дружно, чтобы священник мог сказать ребенку:
– Дитя мое, Бог – как твой отец, но только с нежным сердцем твоей матери.
Как говорить об этом с детьми из неполных, распавшихся семей?
Никогда не сравнивайте ваших жён, мужей, детей с другими! Это твоя жена, это – твой ребенок, всё!
Вчера по телефону одна женщина сказала мне:
– Я стыжусь своего сына!
Эта фраза меня сильно обеспокоила. Как можно стыдиться своего ребенка? Он – хороший, ты – хорошая, у тебя хороший муж, и вместе у вас всё обязательно получится.
Перевод Елизаветы Терентьевой