Урон, который российские органы опеки своим необоснованным вмешательством в семьи наносят здоровью детей, а также их родителей, в нашей стране сегодня просто огромен. Об этом свидетельствует статистика, которую привела заместительница председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина, сообщает ИТАР-ТАСС.
Представительница Совета Федерации представила доклад «Ювенальная юстиция: современный вызов России и миру», подготовленный при участии родительских общественных организаций и на основе данных региональных органов исполнительной власти. Он был составлен как альтернатива правительственному докладу, подготовить который поручил президент Владимир Путин и который пока не обнародован.
По данным Елены Мизулиной, ежегодно в России изымается из семей более 300 тысяч детей, при этом большинство из них — временно. «87% из этих 300 тыс. 440 (детей) изымаются в рамках профилактики для оказания социальной реабилитации несовершеннолетнего, оказания помощи, (эти меры) носят временный характер», — пояснила она. Примерно 50% детей изымаются из семей с одним родителем, 25% – из многодетных.
Таким образом, большинство изъятий происходит без строгой необходимости, для галочки, в спешке или в качестве перестраховки соцработников, которые нередко думают не о том, как помощь нуждающейся семьи, а чтобы снять с себя ответственность и чтобы наполнить реабилитационные центры. В результате детям наносится серьёзная психологическая травма.
В некоторых регионах отобранные дети содержатся в специальных учреждениях три месяца, где-то — до года, уточнила зампреда сенатского комитета. «Часть детей оседает в специальных учреждениях, они признаются оставшимися без попечения родителей», — добавила она.
Если же вести речь об изъятии детей, которые, действительно, были необходимы, то эта статистика сведётся к единичным случаям. По данным Елены Мизулиной, таких оказалось 3288 детей в 2016 году и 3444 ребёнка в 2015 году. Однако, и в этом случае более 20% затем возвращаются в семьи.
Причиной того, что дети нередко изымаются из семей без должного на то основания состоит в том, что большинство таких детей отправляются в различные заведения реабилитации, которые заинтересованы в поступлении большого количества детей, чтобы получать под них бюджетное финансирование. При этом и для органов опеки число изъятий до сих пор считается положительным рабочим показателем, поэтому органы опеки также заинтересованы поддерживать его на соответственном уровне.
«Этим отличается система ювенальной юстиции. Она должна обеспечивать наполняемость своих учреждений, постоянно поддерживать уровень оборота детей», — отметила Елена Мизулина.
Чтобы исправить эту вопиющую ситуацию, по мнению сентора, необходимо «вернуть российские традиции», в которых «ребёнок и семья неразделимы». Елена Мизулина уверена, что нужно комплексно корректировать законодательство, включая Семейный кодекс, закон об основах системы профилактики безнадзорности, закон об основных гарантиях прав ребёнка и закон об основах социального обслуживания.
А пока в зоне повышенного риска на предмет возможного изъятия детей в России находятся малоимущие семьи, семьи, проживающие в коммунальной квартире или общежитии, находящиеся в процессе развода, а также те, в которых один из родителей потерял работу или заболел.
Русская линия