Илья Пожидаев
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15). Так заповедал нам Господь наш Иисус.Ветхий Завет рассматривает прорицательство как своего рода «проверку на прочность», которую нам надлежит выдержать. Так, во Второзаконии указано: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13, 1-3). Предсказаниям нельзя доверять, и они часто оказываются сопряженными с попытками обратить нас в иную веру.
Все они доносятся до нас лишь для того, чтобы испытать крепость нашего духа, нашей преданности Господу.
Предсказания чаще всего бывают ложными, а подчас констатируют разрушительную правду, знание которой приведет лишь к унынию, депрессии или к чему-то более страшному.
Очень многим известны пророчества алхимика Нострадамуса, который в своих «центуриях» предельно обтекаемо и многозначительно пророчил нам «языки пламени», а также «великого короля ужаса» «с неба». Ничего конкретного, продуктивного и конструктивного в этих сентенциях не отыщешь и под микроскопом – тем более что до сих пор, по прошествии многих веков, толком непонятно, о чем, собственно, «великий» предсказатель вел речь. Не исключено, кстати, что вовсе ни о чем. Нострадамус слыл неплохим карьеристом, и его целью, вероятно, было обращение скандального внимания на собственную одиозную персону – и в итоге трюк удался: во всякому случае, легендарный лжепророк был изрядно обласкан королем Генрихом II. В этом плане за Нострадамуса можно лишь порадоваться, чего не скажешь о тех, кто к нему прислушивался и продолжает прислушиваться до сих пор.
«Это изрядно щекочет нервы, особенно расшатанные, однако отвращает от Господа»
Попытки отыскать в мутном потоке «полунамеков», «полутонов», хаотичного сочетания фраз и предложений, метафор и аллегорий хоть что-то дельное и существенное – по определению бессмысленны. Невозможно, взяв «центурии» в руки и обратив на них взор, разобраться, что же конкретно с нами со всеми случится через 100, 200, 1000 лет. Зато весь этот набор абстракций и расширительных толкований запросто «подгоняется» под любую текущую ситуацию, притом «подгоняется» почти всегда в деструктивно-паническом контексте. Такое, бесспорно, изрядно щекочет нервы, особенно расшатанные, однако отвращает от Господа, потому как «Бог дал нам не дух трусости, а дух силы, любви и здравомыслия» (2-е Тимофею 1: 7, 8).
Пророчества Вангелии Гуштеровой, более известной как Ванга, и Эдгара Кейси также в свое время всколыхнули мир – и, чего уж греха таить, продолжают колыхать по сей день, да еще как. Некоторые из тех пророчеств и впрямь сбылись: так, например, Кейси в общих чертах верно предсказал начало и окончание Второй мировой войны, а Ванга – сотни индивидуальных жизней и судеб. Однако имеется и весьма немалое количество неверных предсказаний в исполнении данных прорицателей, причем настолько немалое, что простому их перечислению через запятую пришлось бы посвятить как минимум брошюру. Несмотря на такой «пустячок», сообщаемые сими лжепророками сведения активнейшим образом доводились до массового сознания, а теперь еще и вирусно распространяются на виртуальных просторах. Но может ли быть от Бога пророк, предсказания которого не сбываются? Может ли пророк от Бога бояться, например, креста? Рассказывают, что когда к Ванге пришел священник, она почувствовала его еще в коридоре, и кричала, чтобы он ушел и «убрал это». У священника был с собой крест.
К чему могут привести общеизвестные, но притом примерные, приблизительные, отдаленно похожие, а то и вовсе неверные данные? Очевидно, что только к искаженной картине реальности. В довесок к этому – и, надо сказать, в очень даже могучий довесок, – у людей в массовом порядке может сложиться убеждение в том, что некие истины монопольно открываются только конкретным – очень немногочисленным – людям, которые, в свою очередь, в общественном сознании априори становятся «избранными». Это в корне неверно, ведь сказано во второй заповеди: «Не делай себе кумира…» (Исх. 20, 2-17).
Особенно вызывающей смотрится часовня святой Параскевы в болгарском селе Рупите. Часовня построена на средства Ванги, сама Ванга похоронена в непосредственной близости от часовни – и, судя по иконам внутри, создается впечатление, что прихожане поклоняются ей, а не Господу. Гуштерова кипучей и многолетней предсказательской работой добилась своего: появились одураченные, которые стали воспринимать легендарную Вангу пророчицей, через которую высшие силы, дескать, непосредственно сообщались с благодарной «аудиторией», а это уже в чистом виде мировоззрение шаманизма – с присущими оному ритуалами, атрибутами, поклонениями и прочим подобным.
Ко всему вышеизложенному, лжепророки иной раз допускают вольности в описании зарождения жизни и особенно – появления на свет человека. Так, по Эдгару Кейси, «человек был создан вначале как владыка над теми элементами, которые были подготовлены на земном плане для его нужд». Вот она – сатанинская манипулятивная полуправда! Наполовину – на приятную половину – правда, на вторую половину – ложь! Да, действительно: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26-27).
Но нельзя забывать при этом, что человек не был сотворен раньше всех прочих существ: «И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1, 26-27). Предположение о том, что человек был создан раньше всех – и притом владыкой – абсурдно само по себе. Над кем же человеку было владычествовать в случае, если он оказывался в одиночестве? Данное заявление американского медиума – очевидная ложь – понятное дело, уверенно и нагловато произнесенная, дабы придать этой самой лжи как можно больше веса в глазах аудитории.
Куда менее известный пророк – монах Василий Васильев (Авель). Однако, несмотря на меньшую известность, всевозможных прогнозов он наворотил изрядно. (Впрочем, не исключено, что ему эти прогнозы просто приписывают). Как-то определенно отнестись к его пророчествам едва ли можно, потому что имя Авеля обросло изрядным множеством кривотолков, слухов и подтасовок. Сам монах записывал немного, его рукописи до наших дней практически не дошли, так что где правда, а где ложь – различить сегодня непросто, если вообще возможно. К тому же те или иные предсказания Авелю до сих пор продолжают приписывать постфактум: что-то уже свершилось – и в прессе шустро «всплывает» информация о том, что-де Авель еще в XIX веке был в курсе. В общем, нельзя доподлинно утверждать, ему ли принадлежит целый перечень пророчеств. Но если ему, то кое-какие из них – всенепременно от лукавого.
Остановимся на максимально вопиющем из них: Авелю приписывают предсказание Апокалипсиса в 2892 году. Очевидно, что Господь не откроет такого знания человеку, который Ему предан – служит Ему, ибо сказал Господь наш Иисус: «О дне же о том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Нетрудно, в общем-то, сделать вывод о том, через кого конкретные даты конца света сообщаются тем или иным лжепророкам. В данном случае какие-либо углубленные разъяснения, по всей видимости, излишни.
Впрочем, истории известны и такие предсказатели, которые, не боясь опал и собственной погибели, передавали людям истину, сообщенную им Господом. Истина сия не сеяла вражду и погибель, а напротив, укрепляла и сплачивала воедино. Таких провидцев было намного меньше, нежели лжепророков, но все же они были – и каждый из них сыграл поистине колоссальную созидательную роль.
Так, Сергий Радонежский, причисленный Русской Павославной Церковью к лику святых, предвидел победу московских войск над полчищами темника Батыя, а также узрел собственную кончину за полгода до оной. Первое откровение привело нас – пусть не к освобождению от басурманского ига, но все же к его ощутимому ослаблению. Второе же Откровение дало преподобному Сергию понимание того, что игуменство необходимо как можно скорее передать Никону, прославленному впоследствии храмовым строительством и преданным служением Господу. Как видим, такие предсказания не отторгали, не рушили, а, напротив, скрепляли и созидали.
Даром провидения обладал и канонизированный в 1588 году Василий Блаженный, храм которого находится в самом центре российской столицы. Московский юродивый видел насквозь проходимцев, мерзавцев, мошенников и лихоимцев, о чем сразу же и сообщал людям, наглядно разоблачая подмеченные пакости. Нельзя закрывать глаза на грехи и преступления, ибо сказано: «…обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Притчи 24, 25). Справедливые обличения приводят к тому, что люди впоследствии всенепременно будут спасены от козней тех негодяев, гадости которых все прочие стыдливо «не заметили». Чтобы предотвратить расползание греха, нужно не стесняться прямо на него указывать.
То же можно сказать и о Матроне Московской, также причисленной к лику святых. Она обладала чудесным даром предвидения опасностей – о них-то всегда и предупреждала людей. Блаженной Матроне были ведомы и грядущие исторические события, принесшие впоследствии миллионы жертв. Известно, в частности, что Матрона предсказала Великую Отечественную войну незадолго до ее начала. Пророчества московской ясновидящей были конкретны, понятны – и, самое главное, недвусмысленно подталкивали к правильным действиям. Она не рассуждала пространно о конце света с «языками пламени»: она указывала людям путь к спасению от конкретных неминуемых бед – и всё это без каких-либо намерений прославиться или сделать карьеру.
Итак, прорицание – от Господа, то, которое приводит человека к покаянию, укреплению в вере, единству, молитве, любви к Богу, любви к ближнему, победе над грехом. Прорицание от сатаны преподносится обычно как великая тайна, но в сущности есть просто пустой звук. Сатанинское прорицание – это, в сущности, запугивание с целью собственной наживы или славы человеческой.
Несколько слов стоит сказать и о том, как Бог выбирает Себе пророков. Из Священного Писания мы знаем, что Он спрашивает их мнение. Например, вот что повествует пророк Исайя о своем избрании: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». Мы видим здесь, что Творец мира не хочет нарушить свободную волю человека и спрашивает его мнение. «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», говорит Христос. А что, например, случилось с Вангой? Ее закрутил вихрь и ударил головой об забор. С тех пор она начала «пророчествовать».
Господь наш Иисус говорил: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 17).
На заглавном изображении пророк Илия
Материалы по теме
Самый русский из древних еврейских пророков
Почему святой пророк Илия оставил ученику Елисею свою милоть?
Почему Бог взял пророка Илию на небеса