Многие из тех, кто только начинает ходить в православный храм, истово прикладываются ко всем иконам, притом по нескольку раз – в начале службы, в конце, а иногда и в средине, если перед каким-то святым образом служился акафист. И новички задаются вопросом: а как они должны поступать? Действительно ли необходимо прикладываться ко всем иконам в храме или только к иконе, находящейся на центральном аналое (специальной подставке, стоящей в центре храма, на которую обычно кладут праздничную икону)? Может, только к иконам любимых святых? Отвечает архимандрит Хризостом (Грищенко), насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря.
Фото earth-chronicles.ru
Насколько я знаю, нет никаких специальных типиконных постановлений, наподобие: «како подобает целовати вси образа во храме сущие». Все зависит от желания человека, его веры, культуры, народных традиций или же национальных особенностей.
Во-первых, необходимо осмыслить, для чего иконы находятся в храме, какую они играют роль.
Иконы, как священные образы (не путать с идолами, изображения которых были запрещены законом Божиим как мнимых, или ложных божков-кумиров), были и в ветхозаветной скинии, и в храме (Исх. 25:18–22; 26:1; 26:31; 3 Цар. 6:23–35). Только во времена до Рождества Христова небожителями являлись Ангелы (за исключением пророков Еноха и Илии), а после победы Христа над дьяволом и смертью на Небо взошло множество душ святых. Поэтому в новозаветных храмах изображаются не только Ангелы, но и духи Христовых праведников: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева…» (Евр. 12:22–24). Ведь цель храма, как ветхозаветного, так и новозаветного, – отстранить человека от земного и ввести его в присутствие Бога, сущего на Небесах. Ведь все, что человек ощущает всеми своими пятью чувствами в храме, является необыденным, т. е. святым (áгиос по-гречески и кадóш по-еврейски – это святой, отделенный, особенный, необыденный, посвященный чему-то или кому-то). Все, что есть в храме, свято и направлено на то, чтобы человек отошел от грешного мира и присоединился к Небу. В храме все свято, все для Бога, все для освящения человека. Для слуха – святые песнопения и молитвы (на необыденном языке); для обоняния – священные благовония; для глаз – иконы, священнослужители (в особых одеяниях); для осязания – иконы, елей, святыни; для вкуса – Святые Дары (в Таинстве Причастия Тела и Крови Господних). Каждое наше чувство, по нашей вере, соприкасаясь со святынями, освящается, а по совокупности чувств освящается весь человек. Порой даже люди без всякого духовного опыта, входя в православный храм, ощущают в нем присутствие великой Тайны, которую мы, верующие, называем присутствием Бога.
Что значит приложиться к иконе? Мы посредством иконы словно приветствуем того, кто на ней изображен, испрашиваем его ходатайства о нас пред Богом, просим благословения. Если же на иконе много святых (например, месяцесловные иконы), то, прикладываясь к ним, мы можем молиться: «Вси святии, молите Бога обо мне».
А к каким и к скольким иконам прикладываться – это выбор каждого христианина. Необходимо помнить, что в определенное время к иконам не нужно прикладываться: во время чтения шестопсалмия, дабы не нарушить благоговейность особого момента, когда воспоминается всеобщий Страшный суд; во время чтения Священного Писания или проповеди, чтобы не мешать другим; сразу после Причастия (до того, как вы запьете), чтобы священные капли Крови с ваших губ не остались на иконе.
Архимандрит Хризостом (Грищенко)