Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
Один известный атеист как-то сказал: внутри человека есть такая пустота, которую каждый из нас заполняет по своему собственному пожеланию. Эти слова, к сожалению, очень верны. По словам святого апостола Павла, человек – это сосуд. А любой сосуд важен не сам по себе, но своим содержанием. И потому каждый из нас должен быть заполнен чем-то, так сказать, внешним для нас: либо же Богом, Его освящающей благодатью и добром, либо же дьяволом и его злом.
Вера в сглаз или же порчу связана именно с тем, что находится внутри нас самих, чем заполнена наша внутренняя пустота. И если мы заполнены Богом, никакой порчи, никакого сглаза, никакого колдовства нам бояться не следует. Дьявол и все падшие духи – не равная Богу сила. Это тварь, некогда отступившая от Бога и с тех пор пытающаяся повредить тому, что дорого для Него и любимо Им. По словам прп. Паисия Святогорца, силы тьмы бессильны против нас, но мы сами даем им силу тогда, когда удаляемся от Бога.
Веря в сглаз, мы проявляем свое недоверие к Богу и тем самым самым впускаем дьявола в свою жизнь, даем ему возможность в нас и через нас действовать в этом мире. Если же человек живет полноценной духовной жизнью, если первостепенное место в его жизни занимает Бог, ничто и никто не сможет повредить его душе. В Евангелии Господь говорит каждому Своему последователю: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10: 19).
Преподобный Антоний Великий замечает: «где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство». Кроме того, очень важно, как уже было сказано выше, жить полноценной духовной жизнью, а это значит, что следует как можно чаще приступать в Святым Таинствам Церкви, особенно к Таинству Исповеди и Причастия. И только в таком случае никакое зло не будет иметь против нас силы, ведь «если Бог за нас, то кто против нас?»
Кроме того, очень важно помнить, что все, что происходит в этом мире, находится в руках Божиих, и, следовательно, если с нами случается что-то, как нам кажется, плохое, это вовсе не значит, что все плохо для нас на самом деле. Очень часто кажущееся нам зло – это только начало грядущего добра, а потому происходит для нашей же пользы, например, для укрепления нашей зачастую слабой и недостаточной веры.