В этот раз перед нами стоит сложная задача — рассказать в Слайдах (то есть просто и коротко) о том, что стоит за пределами человеческого понимания — о Святой Троице.
01
Кто такая Троица?
В этот раз перед нами стоит сложная задача — рассказать просто о том, что стоит за пределами человеческого понимания — о Святой Троице. Догмат о Святой Троице непостижим — его нельзя рационально понять человеческим умом и расставить все по местам.02
Кто сказал «Троица»? В Библии такого нет
Христианский апологет Феофил Антиохийский (причислен к лику святых) во II веке первым использовал этот богословский термин:«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» (Послание к Автолику).
03
В Библии есть основа для этого термина?
Есть, приводим два примера.Ветхий Завет:
Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? (Ис 6:8) — Бог называет Себя то в единственном, то во множественном числе.
Новый Завет:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:16–17) — в двух стихах Евангелия говорится сразу о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.
04
Что такое догмат о Святой Троице?
Утвержденное Церковью вероучение о Святой Троице:Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Догмат о святой Троице — основа христианской религии.
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, но Они не три Бога, а единое Божественное Существо.
3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.
05
Какие свойства у Лиц Святой Троицы?
Свойство Бога Отца: нерождаемость — Он ни от кого не рождается и ни от кого не исходит.Свойство Бога Сына: рождение — предвечно рождается от Бога Отца.
Свойство Бога Духа: исхождение — предвечно исходит от Бога Отца.
Предвечно — т. е. вне времени, а значит, это не процесс и не однократный акт, а некое указание на особое отношение трех Лиц.
06
Получается три Бога?
Один. Чтобы лучше это понять, святые отцы приводили для примера привычные нам образы: солнце и исходящие от него свет и тепло; источник воды, происходящий из него ключ, и собственно поток или река. Сравнение все равно некорректное — это не самостоятельные лица, но помогает уловить суть внутритроичных отношений.07
Это богословские тонкости. Откуда мне их знать?
Из молитвы «Символ веры», которую составили на Первом и Втором Вселенских Соборах. Православные христиане поют ее за каждой литургией. Символ веры раскрывает учение о Святой Троице, необходимое христианину:Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
08
На что особенно обратить внимание?
На свойство Святого Духа — в православном учении Он предвечно исходит только от Бога Отца. Этот тонкий момент стал одним из поводов для разделения Вселенской Церкви на католиков и православных — в XI веке Римская Церковь добавила в Символ веры фразу «и Сына» (лат. Filioque — «Филиокве» ), изменив догмат о Святой Троице. В католическом учении Святой Дух исходит не только от Отца, но от «Отца и Сына».09
А если я в это не верю?
Это означает, что вы, скорее всего, не пытались всерьез понять эту важнейшую часть христианского вероучения. Придется вас расстроить — это может означать, что вы на самом деле не христианин. Конечно, необходимо иметь представление об этом христианском догмате, и это учение всем нам изначально близкое и уже знакомое, ведь на нем выстроена вся христианская цивилизация, к которой и мы принадлежим. Что по этому поводу постановили святые отцы, смотрите в следующем слайде.10
Так что говорили об этом святые отцы?
«Если кто либо не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством, достойным поклонения, в трех Ипостасях или Лицах, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в Котором все».II Константинопольский Собор (V Вселенский), 8я сессия (2 июня 553 г.)
Мы предупредили.
11
Хочу больше знаний. Что читать?
Если остались вопросы (скорее всего, так и будет), советуем список литературы:1. В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Часть II. Глава 3. Троица
2. Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице
3. Архимандрит Алипий (Кастальский) и архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие
4. Клайв С. Льюис. Просто христианство. Книга IV. За пределами личности, или Первые шаги в учении о Троице
Читайте также:
Солнце? Ручей? Треугольник?
Созерцая «Троицу»
БАГЛАЙ Кирилл
рубрика: Авторы » Б »