Автор: МУРЗИН Евгений, священник
Из Священного Писания и жизнеописаний святых мы узнаем, что диавол всегда находится в активном поиске, стремясь уловить людей в свои сети. Апостол Петр сравнивает его с хищным голодным зверем. Трезвитесь, бодрствуйте, — пишет он, — потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8). Апостол же дает рекомендацию как противостоять этой угрозе. Противостойте ему твердою верою, — советует он (1 Пет 5:9). Таким образом, вера в Бога — надежное средство против диавольских козней. Однако под верой имеется в виду не просто теоретическое признание существования Творца, но вера, которая определяет всю жизнь человека, меняет его душевные качества, избавляет его от страха и неуверенности в завтрашнем дне, окрыляет и дает силы.
Священное Писание предостерегает нас от страха перед диаволом. Если мы спасены верой в Иисуса Христа и, будучи детьми Божьими, являемся наследниками Его Царства, то никакая нечистая сила не имеет над нами власти и не может причинить нам вреда. Не бойся, малое стадо, — говорит Спаситель всем христианам, — ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12:32). В это Царство, за стены которого не проникает никакая нечисть, мы можем войти уже при жизни — нужно просто очень хотеть этого и стремиться к нему. Оно реализуется в стяжании мирного духа и включенности в благодатное общение с Богом, когда человек, подобно апостолу Павлу, способен сказать: …уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20).
Нечисть всегда действует лишь там, где ей попускает Бог, обращающий даже злые замыслы падших духов ко благу людей. Из Евангелия следует, что по собственной злой воле бесы не могли вселиться даже в стадо свиней. О полной беспомощности нечистых духов авторитетно заявляет отец христианского монашества преподобный Антоний Великий, который несколько десятилетий противостоял бесовским искушениям в пустыне. Вот что он говорит: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как — бессильных».
Что касается святочных дней — праздничного периода между Рождеством Христовым и Крещением Господним, — то церковного свидетельства об особой активности злых духов в этот период не существует. Возможно, такое мнение связано с тем, что на святках в народе было принято устраивать гадания, чтобы таким образом узнать будущее. Хотя всё это носило во многом шуточный характер, верующие понимали, что любые — даже несерьезные — попытки войти в общение с потусторонним миром вне общения с Богом представляют собой не что иное, как заигрывание с нечистью, и делают людей легкой добычей диавола. Кроме того, общая духовная расслабленность людей во время праздников, избыточное потребление алкоголя, участие в разного рода увеселительных и нередко небезупречных с нравственной точки зрения мероприятиях также облегчают бесам путь к душе человека. То есть дело не в том, что черти становятся активнее или опаснее, а в том, что мы сами предоставляем им возможность действовать среди нас.