Автор: МУРЗИН Евгений, священник
Думаю, не ошибусь, если предположу, что большинство из нас знает о рабстве в Древнем мире из школьных учебников, до сих пор зачастую отличающихся марксистским подходом к изучению истории, а также из романов и фильмов. Для того чтобы подчеркнуть остроту классовой борьбы в рабовладельческом обществе или усилить драматизм художественного произведения, акцент обычно делается в первую очередь на бесправном положении рабов, несправедливом обращении, произволе хозяев, бесчеловечной эксплуатации, страданиях и лишениях людей, оказавшихся в рабстве. Безусловно, все это было. Однако рабство как явление включало в себя и другие аспекты, важные для понимания того, почему христиане первых столетий, жившие в условиях рабовладения, а за ними и их потомки называли и продолжают называть себя рабами Божьими.
Формы рабовладения в Древнем мире в зависимости от исторического периода, конкретного народа или государства могли отличаться друг от друга. В античной культуре раб считался не более чем одушевленным инструментом. Как писал Аристотель, «раб — это одушевленная собственность и самое совершенное из орудий». А в Израиле, где проповедовал Христос, неоднократно использовавший образ раба в притчах, рабство отличалось большей гуманностью и предполагало б?льшую степень свободы и достоинства раба.
Но при всех различиях у рабства были и общие черты. Одна из них такова: раб в течение всего периода нахождения в рабстве был полной и абсолютной собственностью господина. Он не мог работать еще на кого-то, не мог покинуть хозяина, все его имущество принадлежало его владельцу. Одновременно никто, кроме господина, не мог под страхом наказания ущемить чужого раба или причинить ему какой-то вред. Чем выше был статус хозяина, тем большей неприкосновенностью обладали его рабы, надежно защищенные законами государства и авторитетом своего господина. Раб нес ответственность только перед своим хозяином, а тот полностью отвечал за своего раба.
Вот этот аспект взаимной ответственности, полного и безраздельного предания себя Богу, свободы от любой другой власти и зависимости имел в виду Христос и апостолы, когда говорили о рабстве применительно к отношениям человека и Бога.
Назвать себя рабом Божиим — значит всецело предать себя Богу, четко и однозначно заявить, что я больше никому и ничему не раб: ни людям, ни собственным слабостям, ни компьютерным играм, ни деньгам. Никому, кроме Бога. Если я — раб Божий, то, значит, больше ничей.
Важно отметить, что преданные Богу люди в Священном Писании имеют и другие именования. Сам Господь и апостолы неоднократно говорят о верующих как о детях Божьих, а Иисус Христос в беседе на Тайной Вечере называет учеников друзьями (см. Ин 15:15).
Заявляя о себе «я раб Божий», человек выражает свое религиозное чувство. И если рабство как социальный институт всегда связано с ограничением свободы, то религиозное чувство свободно по определению. Верить в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать — это всегда наш свободный выбор. Само предание Себя в руки Божьи является свободным решением человека, ищущего у Господа помощи в преодолении соблазнов и искушений падшего мира.
Рабство Богу, Который есть Любовь и совокупность всех совершенств, предполагает не угнетение человека, но высшую степень проявления человеческой свободы, которая реализуется в возрастании в подобие Божие. Добровольное вхождение в такое рабство — это начало пути к святости, к которой призывает верных Ему Сам Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев 19:2).
|Читайте также:
«Да вы же сами называете себя рабами!» — что верующему ответить на этот упрек
Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?
Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?