– Приближается Великий пост, и многие сейчас задумываются, как будут вписывать свои будни и праздники в его особенный строй. Ведь в это время Церковь предписывает, по существу, иной образ жизни. Это касается не только питания, но и посещения храма, домашней молитвы, милостыни и других дел христианского благочестия. И человеку, особенно если он изредка заходит в храм или впервые решается поститься, трудно сразу всё объять. Людям надо сориентироваться, с чего им начинать. О чем следует позаботиться в первую очередь?
– Определить главное, основное нетрудно, если задуматься над целью. Вы правильно сказали, что время Великого поста настраивает нас на особый жизненный устрой, отрывает от суеты, дает возможность жить не по требованиям плоти, и даже не по душевным запросам, а по влечению духа.
Что такое дух в человеке? Это дыхание Божие в нем. Дух человека бессмертен, он связывает человека со своим Творцом и постоянно устремляется к Нему, чтобы в Нем обрести счастье. И в эти грядущие дни поста человек должен особенно задуматься над тем, для чего жизнь от Бога нам дана?
Адам был создан для жизни с Богом, или, как говорит преподобный Макарий Египетский, чтобы в нем жил Бог. Рай – это место особого единства Бога и человека. Но своим своеволием первые люди утратили связь с Творцом. Возможность соединения с Богом вновь нам дарована в Господе Иисусе Христе, Который принес Себя в жертву за грехи всех людей, искупил преступление Адама и открыл всем людям Небесное Царство непреходящего богообщения.
Великий пост – это особое время искания рая. Христиане проходят подвиг Великого поста, чтобы очистить свою душу от греха и встретить воскресшего Спасителя.
Причащаясь Тела и Крови Христовой, человек может воспринять Его дар – вечную жизнь. Священномученик Игнатий Богоносец прямо называл причащение лекарством бессмертия, залогом вечной блаженной жизни в Иисусе Христе.
Так что самое главное во время Великого поста – это стремление к единству с Господом, особенно через участие в таинстве причащения. Вот о чем в первую очередь надо позаботиться и новичкам, и опытным в духовной жизни христианам.
– Насколько мне известно, в церковной и околоцерковной среде обсуждались и обсуждаются немало вопросов, связанных с причащением. Не случайно они были в центре внимания Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви в прошлом году. Что вы можете сказать по поводу принятого этим Совещанием документа «Об участии верных в Евхаристии»?
– Этот документ очень важен для всех без исключения членов нашей Церкви: епископов, священников, монашествующих, мирян. В его положениях наряду с историческим опытом анализируется современная практика подготовки к приобщению Святых Христовых Таин в Русской Православной Церкви. Всем, кто считает себя принадлежащим к русскому православию, следует руководствоваться выводами и рекомендациями этого документа.
Подготовка и участие в величайшем христианском таинстве – Евхаристии – регулируется не только нормами вселенского православия, общими для всех Поместных Церквей, но и порядком, который установился в нашей Церкви.
В других Поместных Церквах, например, не принято читать акафист при подготовке к причащению, поскольку отдельные из них имеют лишь один акафист Божией Матери, который читается один раз в году: на Похвалу Пресвятой Богородицы (в субботу пятой седмицы Великого поста). А в Русской Православной Церкви существует разнообразие акафистного пения. Оно включается и в богослужение в течение всего года, чтение акафистов заказывают и на молебнах о здравии, оно входит в состав монашеского правила, а также включено в подготовку к причастию.
Документ, принятый год назад Архиерейским Совещанием, указывает и духовенству, и монашествующим, и мирянам, что человек, приступающий к причастию, должен готовиться по церковным нормам русского православия, а не по традиции, существующей в Греческой, Болгарской или другой Поместной Православной Церкви.
– Многие правила имеют исключения. Предусматривает ли этот документ какие-либо отступления от общей нормы? Если да, то в каких случаях?
– Устанавливая правила подготовки и участия в таинстве Евхаристии в соответствии со сложившейся в нашей Церкви традицией, документ делает очень важное разъяснение. Наряду с нормой в нем приведены допустимые отступления от нее, причем как в сторону ужесточения, так и в сторону смягчения. Отходы от общего правила в данном случае необходимы, ведь это не деталь на станке отпечатать по заданным размерам. Речь идет о всецелой подготовке человека (его тела, души, духа) к соединению с Богом.
В таком деле надо учитывать множество факторов: духовный опыт, нравственное состояние, физическое здоровье, возраст, а иногда и род занятий, предписывающий определенный образ жизни. Например, полностью вычитать правило к причащению или строго соблюсти пост имеет возможность не всякий солдат срочной службы или ребенок. Человек, только начинающий ходить в храм, тоже может перед причастием молиться по сокращенному правилу.
Вместе с тем есть миряне, которые исполняют более строгое правило, установленное для священников. Бывает, что в верующей благочестивой семье дошкольник наизусть знает молитвы, которые иной взрослый читает только по молитвослову. Так что подготовка к причащению хотя и имеет определенные предписания, но при их применении учитываются индивидуальные особенности.
– Если отклонения от общего правила допустимы, то каким образом документ регулирует их? Как учесть свои индивидуальные особенности, даже если знаешь допустимые границы? Один ведь может решить для себя, что он слаб для поста, а другой, наоборот, – переоценить свои силы и обессилеть.
– Это должен решать не сам человек, желающий причаститься, а его духовник. Документ поясняет, что со всеми вопросами, возникающими у верующего по поводу отклонений от общепринятой нормы в подготовке к причащению, он должен обращаться к священнику, к которому он постоянно ходит на исповедь. Такой священник имеет представление о духовно-нравственном состоянии исповедующегося, следовательно, он может определить, что тому полезно, а что нет, и какие послабления можно внести при подготовке к таинству Причащения конкретно для данного человека.
Духовником может быть рядовой священник, служащий в храме, в который ходит причастник, а еще лучше – вся его семья. Довольно распространенная практика среди верующих людей – иметь духовника в монастыре, куда они часто ездят.
Важной особенностью духовника является то, что он должен знать внутреннее состояние человека, его жизнь, как прошлую, так и настоящую.
Почему это важно? Духовник не только исповедует, но он должен и вести человека по жизни, помогая ему избегать грехов и развивать в себе добродетели. У современного человека, даже молодого, не говоря о людях старшего возраста, в жизни немало искушений и греховных падений. Школьнику телевидение, интернет и сверстники сеют в душу массу негативного, греховного. Этот посеянный в сердце плевел греха может прорасти в любой момент. И чтобы не произошло этого, духовник должен знать внутреннее состояние человека, даже молодого, и ту обстановку, в которой он живет. Правильно, если вся семья ходит на исповедь и имеет духовное руководство одного священника.
– Если говорить конкретно о подготовке к причастию – какие нормы и правила являются общими для верующих?
– Первым непреложным правилом для соединения человека со Христом в таинстве евхаристии является покаяние. Со злохудой душой Господь не соединится, и причащение будет в суд и осуждение. Поэтому подготовку к причащению очень важно начать с анализа своей жизни с целью увидеть в себе неправду.
Признание неправоты своих поступков, слов, пожеланий, всего образа жизни не всем дается легко. Хорошо, если совесть обличает в грехе против ближнего, и человек не в состоянии забыть о содеянном зле, злом умысле или греховных мыслях. Но чаще люди жалеют себя, и во всём винят других. Готовясь к соединению с Богом, надо делать наоборот. Ведь Он Сам не обвинил даже Своих распинателей, и Себя не пожалел ради нашего спасения. И чтобы избежать самообмана и самооправдания при анализе своих действий, Церковь учит нас просить у Бога помощи в этом духовном делании.
Все богослужения Великого поста сопровождаются замечательной молитвой святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» (то есть моей жизни). В одном из ее прошений речь идет как раз о том, чтобы всеведущий Господь наделил нас способностью зреть свои прегрешения.
Осознание своей вины перед Любовью Божией, признание своих грехов составляет фундамент духовной жизни любого христианина, независимо от рода занятий, социального положения, пола, возраста и подобного. Оно способно оживотворить душу, сделать ее способной соединиться с Господом. Вспомним первые слова, сказанные Христом. Это был призыв к покаянию: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Покаяние вводит верующего в новое состояние — следование за Христом, иначе он и не может называться христианином.
– Можно довольно широко трактовать столь емкое понятие, как покаяние. Одни всю жизнь сожалеют об одном тяжелом грехе и концентрируются только на нем. Другие придирчиво выискивают в себе все новые, даже самые мелкие согрешения. Каким должно быть правильное испытание совести?
– При подготовке к причастию от человека требуется не механический подсчет грехов и не болезненное самокопание, а видение в себе неправоты и осознание необходимости измениться, очиститься от всего недостойного Бога и Его любви. В этом неоценимую помощь оказывает чтение Евангелия, если мы применяем прочитанное к себе и своей жизни, проверяя по нему, в чем мы не правы. Чтение Евангелия оказывает внутреннее действие на душу, пробуждает совесть, помогает человеку рассмотреть свою жизнь с позиции правды Божией, увидеть собственные немощи.
Правильное испытание совести должно порождать в душе искреннее, глубокое раскаяние в совершенных грехах и твердое желание быть на исповеди. Это таинство приближает нас к Богу. В нем участвуют три личности: священник, кающийся и Сам Господь Иисус Христос, незримо принимающий исповедание, как об этом говорится в его молитвах. Во время таинства исповеди Господь прощает человеку все грехи, которые он открывает священнику. Это касается даже самых тяжелых согрешений.
Особенность любого таинства заключается в том, что под видом внешних действий, которые совершаются людьми, незримо действует благодать – сила Божия, и под ее воздействием происходит внутреннее, глубинное изменение человека. Содержание и смысл молитв, которые входят в последование исповеди, настраивают священника и кающихся проникнуться совершаемым таинством во избежание формального отношения к нему. Эти молитвы священник должен полностью и внятно читать всякий раз перед исповедью, а желающие исповедаться обязаны выслушать их внимательно. Ибо они являются неотъемлемой частью таинства и подготавливают священника к соработничеству Христу, а исповедников – к покаянию. И исповедующийся должен понимать, что просто подойти к аналою и назвать грехи недостаточно, надо проникнуться в прочитываемые молитвы при совершении таинства исповеди и вымолить прощение.
– Исповедь обязательно должна предшествовать таинству причащения. И она же является самостоятельным таинством. Означает ли это, что можно исповедоваться, даже если не причащаешься? Что происходит во время совершения исповеди?
– Когда человек принимает крещение, он отрекается от всякого греха, обещает веровать, поклоняться, служить Христу, как Царю и Богу, и действием благодати становится частью Его Церкви. Совершая грех, христианин утрачивает эту благодатную связь, отпадает от Бога и Церкви Христовой. Таинство покаяния воссоединяет кающегося с Церковью вновь. Об этом прямо сказано в молитве священника, принимающего исповедь: «Примири и соедини его (исповедующегося) святой Твоей Церкви».
Без исповеди нельзя приступать к причащению. Но исповедоваться можно не только при подготовке к причастию.
Исповедь, как самостоятельное таинство, имеет большое значение в духовной жизни христианина, и надо стараться идти на исповедь сразу, как только почувствовал, что совершил грех. Более частая исповедь способствует развитию внутреннего покаянного состояния человека, без которого прекращается жизнь души. Частая исповедь доступна без исключения всем. В отличие от таинства Причащения, перед исповедью не обязательно соблюдение поста, и к ней приступать можно в любое время дня.
– Ограничения в пище – это еще одно общее условие подготовки к причастию. Каким должен быть этот пост?
– Этому вопросу в документе «Об участии верных в Евхаристии» посвящен отдельный блок. В нем одобрена распространенная практика трехдневного поста перед причастием для тех, кто причащается несколько раз в год. Если же христианин приступает к Святой Чаше несколько раз в месяц и соблюдает все установленные Церковью посты, то духовник может разрешить ему сократить длительность поста до одного дня.
Возможны послабления принятой нормы вплоть до отмены поста по медицинским показателям. Существует, например, ряд заболеваний, при которых прием скоромной пищи жизненно необходим организму. Этого же может потребовать и послеоперационный период, беременность, грудное вскармливание. Если особый режим питания необходим для поддержания здоровья, то строгость поста при подготовке к причащению ослабляется. Ведь цель говения заключается не в лишении здоровья, а в освобождении души от порабощающих требований плоти.
Кроме того, не может быть препятствием к причащению и ситуация, когда человек не исполняет требования поста в силу режима питания в закрытых учреждениях общего проживания. К таковым можно отнести воинские формирования, интернаты, больницы, места лишения свободы и тому подобное.
К соблюдению поста надо подходить осознанно, помня, что оскверняет не пища, а отношение к ней человека. Можно, например, обходясь без мясных и молочных продуктов, наслаждаться изысканными блюдами из рыбы или, отказавшись от скоромной пищи, несдержанно насыщаться постной. Разве это пост? И наоборот, даже если нет постной трапезы в условиях «общежития», то можно отказаться от каких-то видов продуктов, например мяса, или ограничить себя в количестве пищи, и это тоже будет воздержанием – постом. Здесь главное – правильный духовный настрой. Важно должным образом относиться к принимаемой пище: не наслаждаться ею и не перенасыщаться. Это возможно в любых условиях.
Другое дело – евхаристический пост. Он состоит в полном воздержании от пищи и питья после полуночи в день причащения, если причащаться человек будет за Литургией утром, и в течение как минимум 6 часов до начала Литургии – если за ночной Литургией (к примеру, на Пасху), то есть – после шести часов вечера человек ничего не должен ни есть, ни пить. От хранения евхаристического поста освобождаются младенцы, умирающие, а также люди с тяжелыми заболеваниями (такими как сахарный диабет), при которых предписан прием лекарств, жидкости или пищи.
Христиане, соблюдавшие весь Великий пост, могут причащаться на Светлой седмице, соблюдая только евхаристический пост и взяв на это благословение духовника. В данном случае документ, принятый Архиерейским Совещанием, подчеркивает актуальность неразрывной связи совершения литургии с причащением христиан. В нем подчеркивается, что священнослужители должны допускать верующих к Святой Чаше во все великие церковные праздники: на Пасху, Рождество Христово, Крещение, а также в родительские субботы и на Радоницу.
– Готовясь к причастию, недостаточно ограничиваться одним телесным воздержанием. Основным деланием христианина является молитва. Какие нормы приняты в отношении молитвенного правила, совершаемого перед причастием?
– В любом православном молитвослове есть Последование ко святому причащению, которое включает псалмы, канон ко причащению и молитвы. Кроме этого готовящийся к причащению должен со вниманием прочитать три канона: Покаянный Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, а также акафист Иисусу Сладчайшему, а в субботу читается акафист Пресвятой Богородице. Всё это нужно читать для духовной настроенности готовящегося к причащению. При чтении не следует торопиться, а должна быть молитвенная устремленность к Богу. Готовящийся к причащению, совершая молитвенное правило, должен помнить, к чему он приступает. Преподобный Метафраст говорит: «Се… Божественное Причащение».
Это основной минимум, который читается накануне перед причастием. Вычитывать молитвенное правило надо до начала службы и, если позволяет здоровье, стоя перед иконами. Хорошо, если молитвенное правило вычитывают все члены семьи вместе, то есть родители и дети. Практика выслушивать правило в автомобиле, когда человек едет в храм, порочная. Подготовка к причащению – это не заполнение журнала выполненных работ, а подготовка души принять Христа, и правило должно не прослушиваться, а вымаливаться. А в общественном транспорте и тем более за рулем автомобиля сосредоточиться на словах молитвы невозможно, и подготовка становится формальной.
Как я уже сказал, по совету с духовником, это правило может быть сокращено или изменено для начинающих и, наоборот, усилено для духовно опытных прихожан.
Я бы еще посоветовал в день перед причащением поберечь свою душу от греха. Это нужно делать во все дни своей жизни, но в этот день особенно. Следует отказаться от увеселительных развлечений, просмотра телевизора, игр, а чаще обращаться к теме подготовки к исповеди и причащению. Полезно в этот день почитать Евангелие, писания святых отцов и другую полезную для души литературу.
– Ваше Высокопреосвященство, вы уже упоминали про детей. Как должны готовиться к причастию они? Что для этого должны делать взрослые, помимо того, чтобы доставить свое чадо в храм? Какие читать молитвы?
– Вопрос подготовки детей к причащению важен и тесно связан с воспитанием ребенка. Я спрошу, в каком возрасте родители учат ребенка, что хорошо, что плохо? Что можно делать, что нельзя? Я думаю, вы скажете, что какие-то вещи хорошие и плохие ребенок может различать в 2-3 года. Взять чужое – плохо, не слушаться родителей – плохо. Это ребенок начинает усваивать в 2 года, и здесь его надо учить, что это не только плохо, но и грех. Видение греха у ребенка надо развивать с самого раннего возраста, с тем, чтобы в 7 лет, а это в Церкви считается возрастом, в котором ребенок должен начинать исповедоваться, он уже понимал, что грешит, и чувствовал потребность в исповеди.
Что касается молитвенного правила, то для детей оно облегчено. Если ребенок не умеет читать, то родители должны ему читать молитвы, а малыш должен приучаться слушать и молиться. Для ребенка надо читать утренние и вечерние молитвы, правило перед причащением. Все эти последования для разного возраста детей имеются в детских молитвословах.
По мере обучения чтению дети должны сами привыкать читать молитвы, в том числе Правило перед причащением. Более точные рекомендации по этому вопросу может дать духовник. И взрослым не надо стесняться спрашивать, ведь речь идет о духовном здоровье их детей.
Думать, что дети сами спросят, когда вырастут, и захотят молиться, ходить в храм, причащаться – это ошибка.
Это касается и подготовки к причащению. Родителям надо проконсультироваться со священником, чтобы определить продолжительность и ограничения постового воздержания с учетом состояния здоровья, возраста, воцерковленности семьи и самого ребенка. Думаю, что в дни поста и в течение года на время подготовки к причащению полезно исключить развлечения на компьютере и других гаджетах, заменив их посещением храма, пребыванием на свежем воздухе, чтением книг и другими развивающими занятиями, и лучше это делать совместно со взрослыми.
– Как подготовить ребенка к самостоятельной исповеди, приучить поститься?
– В документе закреплена церковная традиция, согласно которой ребенок начинает исповедоваться с семи лет. Но формировать понятие о грехе и правильное отношение к нему следует намного раньше. Надо с любовью, по-родительски мудро приводить ребенка к осознанию своей неправды, развивать в нем покаянное чувство.
К семи годам ребенок должен привыкнуть причащаться натощак. Приучать его к соблюдению евхаристического поста надо постепенно, начиная с трехлетнего возраста, действуя убедительно, но мягко и с любовью, подавая собственный пример воздержания. Картина, когда мама жует бутерброд и говорит малышу: «Тебе нельзя, ты причащаешься», – жестокая и не христианская. Вообще дети должны учиться церковной жизни и домашнему благочестию на примере взрослых. Это относится и к причащению, и к исповеди, и молитве, и к соблюдению поста.
– Какова церковная позиция в отношении невенчанных супругов, могут ли такие люди причащаться?
– В документе указывается на различное отношение Церкви к невенчанным бракам двух типов. В качестве допустимой нормы разрешается приступать к Святой Чаше только тем супругам, которые состоят в юридически оформленном браке. При этом долг священника на исповеди разъяснять им необходимость совершения над ними таинства Венчания. Проживание совместно без принятия на себя прав и обязанностей не только перед Богом, но и перед государством Церковь называет блудным сожительством и людей, ведущих такой образ жизни, не допускает к Евхаристическому общению.
В заключение повторю, что причастие Святых Христовых Тайн определяет не только сегодняшнюю жизнь человека, но и предвосхищает для ныне живущих христиан исполнение непреходящего обетования Спасителя: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22:30).