– Владыка, в пятницу вечером страна с большим интересом наблюдалаучастие иеромонаха Фотия в популярном музыкальном шоу “Голос”. Отец Фотий рассказал, что вы дали благословение на его участие. Расскажите, почему вы сочли такое участие возможным?
– Иеромонах Фотий — не новичок в монашестве. В Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре он уже 10 лет. Сначала он обратился за советом к духовнику монастыря схиархимандриту Власию, известному старцу. Отец Власий не возражал против участия отца Фотия в съемках. Поэтому, когда ко мне поступил аналогичный запрос от продюсеров Первого канала, я также дал положительный ответ, зная, что отец Фотий — человек правильно сориентированный, внутренне собранный. Его речь, поведение, внешний вид — все выдает в нем православного верующего, священнослужителя и монаха. Давая свое благословение, я понимал, что если участие в шоу потребует от него чего-либо противоречащего канонам Православной Церкви, то он предпочтет отказаться от выступления, но не предаст своих принципов.
– Видите ли вы в этом миссионерский эффект?
– Да. Мы живем в такое время, когда люди называют себя православными, но при этом допускают такие слова и поступки, которые несовместимы не только с евангельской нравственностью, но и общечеловеческой моралью, или же ведут себя, как язычники. Пусть люди увидят православного человека, священника, в котором узнается вера. Хорошие примеры в постановочных фильмах оказывают не такое сильное воздействие. И доказательством тому служит реакция нецерковной молодежи после первого его выступления.
– Может ли такое выступление повысить положительный интерес к церковной жизни?
– Считаю, что так и есть. Люди увидели небольшой сюжет про Боровский монастырь, увидели и услышали поющего монаха. Он не проповедовал, но даже исполнением одного произведения нес свидетельство нашей веры, в которой торжествуют гармония, добро, высшая красота. Это не может не привлекать. Возможно, кто-то изменит свое отношение к храму, если увидит, что там служат такие священники, и у них не будет стереотипа, что в Церкви закосневшие в бесконечных запретах люди из прошлого. Мне, например, уже сказали, что в это воскресенье в Боровский монастырь пришла молодежь к отцу Фотию. Значит, уже для кого-то храм стал ближе благодаря его выступлению.
– Задаются в том числе и вопросы о том, насколько монаху возможно участвовать в развлекательной программе, как бы вы ответили на этот вопрос?
– Начну с того, что в данном случае шоу вполне соответствует своему названию «Голос». Это певческое соревнование, где есть место высоким переживаниям. В храмах за богослужением тоже звучат голоса. Они воспевают Творца, отвлекают от суеты и от грубости повседневной жизни, обращают наше внимание к тонким мирам, настраивают на восприятие духовных истин, пробуждают совесть. Это, конечно, не исключает, что голос и музыку можно использовать по-другому. Но отец Фотий, как монах и священник, не опускается до этого.
Что касается самой атмосферы шоу или других выступлений, то надо понимать специфику телепередачи, ее «кухню». Все идет в записи, по крайней мере, на этом этапе. Выступление записывается в чистом виде: человек спел, ответил на вопросы и ушел, а все остальное, весь антураж накладывается позже, во время монтажа.
Другой вопрос — царящий на любом конкурсе дух соперничества, желание победить любой ценой и тому подобное, что способно разжигать страсти, особенно гордость и тщеславие. Все это, несомненно, опасно для души любого человека. Но, я уже сказал, что иеромонах Фотий имеет мудрого духовного руководителя, который внимательно следит за его духовным состоянием. И если духовник увидит вред для души отца Фотия, встанет вопрос о продолжении его участия в шоу.
– Хотелось бы ли вам, чтобы отец Фотий победил в этом состязании? Или его задача на этом шоу другая (и в чем она)?
– Думаю, что у иеромонаха Фотия есть и талант, и музыкальное образование, но он, как и другие люди, не обладает всем совершенством или всемогуществом только потому, что он священник. Цель его участия я вижу не в том, чтобы обязательно выиграть, а в том, что, обладая даром голоса и имея способности, показать, как надо использовать данный от Бога дар. Я знаю, как он молился перед выступлением, а после записи его молитва была еще горячей. Пусть все будет так, как этого хочет Господь. И если только один человек в результате участия православного священника в телепередаче придет к Богу и начнет постоянно работать над собой, чтобы идти ко Христу, тогда это будет победа Церкви. А мне всегда хочется, чтобы побеждал Христос в борьбе за каждое человеческое сердце: и отца Фотия, и любого зрителя.