Участником популярного шоу «Голос» на Первом канале стал насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонах Фотий (Мочалов), пишет «Российская газета» со ссылкой на сообщение обители.
Четвертый сезон популярного музыкального шоу «Голос» стартовал на Первом канале 4 сентября. Заявки на участие в нем прислали несколько тысяч претендентов со всего мира. Из них были отобраны 150 человек. В их число вошли вокалисты из Уфы, Калининграда, Бурятии, Ростовской и Иркутской областей, а также певцы из Индии и Бразилии.
«Калужскую область представил насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов), который по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента примет участие в конкурсе», - говорится в сообщении.
Необычный участник исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», покорив своим голосом одного из самых строгих членов жюри – Григория Лепса. Взыскательный наставник прервал слепое прослушивание после первой же музыкальной фразы: «Куда, куда, куда вы удалились, судьбы моей златые дни?» А певец Александр Градский не удержался и в конце выступления пропел часть арии вместе с участником.
Отец Фотий рассказал, что закончил музыкальное училище, поет на многих иностранных языках, а в монастыре несет послушание регента – руководит хором. Участие же в светском конкурсе считает для себя испытанием. Прямо на сцене Григорий Лепс дал участнику задание выучить новый романс, который тот, вероятно, исполнит со сцены уже в ближайшее время.
В интервью порталу SUPER отец Фотий рассказал об отношении к проекту.
Отвечая на вопрос журналиста, позволяет ли священный сан выходить на сцену, отец Фотий сказал: «Я его воспринимаю не как шоу, и, в общем-то, оно немножко отличается от всех вокальных шоу, которые мы можем наблюдать на других каналах. Я воспринимаю это как вокальный конкурс, прежде всего. Я выступал и на других вокальных конкурсах тоже, и на сцене выступал и мне не запрещали это. И сан тоже мне это не запрещает. Нет таких канонов».
Он считает, что ему нужно было согласовывать свое выступление на шоу с правящим архиереем. «Я не знаю, как он отреагировал, но от него пришло письмо с одобрением», - сообщил отец Фотий.
Говоря о том, последуют ли его примеру другие священнослужители, отец Фотий пояснил: «Я не думаю, что просто у всех отцов найдется столько куража, я не знаю, столько дерзости, чтобы выступить в подобном амплуа. Конечно, может быть, у многих возникнет такая идея, но все зависит ведь и от их голоса».
Многих людей удивило выступление иеромонаха Фотия в пресловутом шоу «Голос», в жюри которого заседают представители т.н. эстрады, в том числе Григорий Лепс. Для этого певца свойственна блатная тематика, совершенно чуждая всякому духовному начинанию.
Меня удивило, что на светском мероприятии, не связанное никоем образом со Христом, а которое служит лишь развлечением для праздных гуляк и для щекотания нервов страшными романсами и задушевными песнями, вдруг появляется иеромонах. Он начинает исполнять арию Ленского и его выбирает блатной Лепс. Возникает вопрос: допустимо ли для иеромонаха выступать на светском мероприятии, не имеющего отношения ни к Церкви, ни к Богу, ни к проповеди о Христе. Мы понимаем, что иеромонах – это монах, который предстоит пред Богом, дал обет отречения от мира, нестяжания и послушания, и умер для мирских греховных страстей, чтобы душой общаться с Духом Святым и через благодать приводить людей к Богу. Но перед нами предстает иная картина – иеромонах идет в мир. Он выступает по телевидению, развлекая праздную толпу. С каким неподдельным ажиотажем зрители встретили выступление отца Фотия! Появилось что-то новенькое, что пощекочет их чувства и нервы. Это нонсенс! Человек, который должен посвятить себя молитве, выступает на светском шоу.
В арии Ленского есть слова:
Забудет мир меня; но ты, ты, Ольга…
Скажи, придешь ли, дева красоты.
Иеромонах поет обращение к деве, что не свойственно должно быть не только для монаха, но и для простого мирянина.
Насколько это выступление возможно и нужно?
Ясно и четко звучат слова апостола Павла: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-16).
Как можно монаху, посвятившему себя Богу, вырываться обратно в свет, исполнять чувственные романсы, будоражащие страсти, и срывать аплодисменты и говорить о некоем миссионерстве? Но проповедь чего? Выдавать суетное за церковное? Выступление иеромонаха свидетельствует о страшной секуляризации Церкви. Поэтому совершенно неудивительно, что вслед за монахом, выступающим на светском шоу, идут концерты в храмах. Многие храмы используются для концертов после окончания Литургии, на которых сначала исполняют церковные песнопения, а затем и романсы, проводятся различные лекции. Идет жуткая подмена – духовное заменяется душевным, чуждым Христа. Но Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Ис. 56:7). Тогда почему мы удивляемся тому, что в строгие постные дни в монастырских лавках продают молочные продукты, а на православных выставках изобилует мясо, колбасы и прочие снеди? Чему удивляться, если в церковных лавках можно увидеть брелки в виде креста, магнитики в виде образа Божией Матери или Спасителя. Выбрасываются на помойку пакетики с изображением христианских святынь.
Ныне идет обмирщение, принесение мира в Церковь. Очередным знаком секуляризации является благословение наместника обители своего послушника на выступление в миру. Кстати, отец Фотий произвел приличное впечатление, он показался достойным человеком, который посылается на сборище, где процветает гордыня и тщеславие, блуд и пьянство. Участники шоу борются за деньги, они желают победить и выиграть три миллиона рублей, а затем возможность продолжить карьеру, служа человеческим порокам. Какой огромный вред для своей бессмертной души понесет монах, вырванный из монастыря и помещенный в развратную горловину кипящих человеческих страстей! О его душе не подумали, а сказали: иди, помиссионерь! Но кого выступление монаха на светском шоу привлечет ко Христу?! Не вызовет ли его пение издевку и насмешку над Церковью? Ныне уже идет полным ходом высмеивание Церкви в антихристианских СМИ. Происходит еще одно поругание святынь и святотатство. Это крепко нас заставит задуматься о происходящих процессах. Нужно крайне жестко выступать против секуляризации и обмирщения Церкви, выхолащивания из нее Святого Духа. Как Святой Дух войдет в сосуд, заполненный страстями и суетой житейскою? Если Церковь заполнится мирской страстью и душевной суетой, то не будет в ней пребывать Дух Святой.
Необходимо обратить строгое внимание священноначалию на участие монахов в подобных шоу. Ныне существуют епархиальные футбольные команды. Например, футбольная команда Петербургской митрополии играет с протестантами, иудеями, католиками. Многие искренне радуются победам. Разве это не секуляризация? Как известно, в Москве существуют бойцовские клубы для священников, где батюшки изучают мордобои, видя в них призвание. В одной из епархий Ленинградской области были устроены гонки на машинах. Разве это не безумие, не погрязание в мире и отступление от Христа? Поэтому подобные выступления не допустимы. Эти процессы разрушают Церковь и требуют особого внимания и порицания, как со стороны правящих архиереев, так и со стороны всех членов Церкви. Нужно не только не участвовать в подобных делах, но и требовать совершенно об