Протоиерей Андрей Рахновский
Православные христиане празднуют Пасху не один, а целых 40 дней. Этот период – своеобразный «брат-близнец» 40-дневного Великого поста. Но если суть поста – покаяние, внутренняя работа над собой – всем ясна, то для чего нам даны эти особые дни радости, как их правильно употребить?
Вместе с протоиереем Андреем Рахновским мы разбираемся: на что же стоит обратить особое внимание в дни празднования Воскресения Христова? как сохранить пасхальную радость, не растерять ее? что вообще такое духовная радость, должна ли она сочетаться с покаянием, или это вещи противоположные? как отличить радость духа от обычных положительных эмоций? И, главное, как поделиться радостью с окружающими?
Худ. Екатерина Калиновская– Отец Андрей, почему Пасха празднуется 40 дней, в чем суть этого периода?
– Наши литургические праздники являются не просто датами, они отображают события священной истории. Насколько это возможно, мы пытаемся не просто вспомнить, но и повторить, пережить те события священной истории, которые переживали апостолы. Христос являлся ученикам в течение 40 дней. Это был особый период их жизни – еще до сошествия Святого Духа – когда они общались со Христом, и Он убеждал их в истинности Воскресения.
Дни Пасхи – период глубокого духовного делания, как и Великий Пост
Мы с вами не просто встретили Пасху. Мы празднуем ее 40 дней, пытаясь прожить со Христом эти дни, как когда-то апостолы. И как им Господь открывал тайны Царствия Божия, и они убеждались в истинности Его воскресения – так и нам даны эти дни, чтобы глубже проникнуть в свою веру, лучше осознать смысл воскресения Христова.
Это период особенный. И радостный. И в то же время это период углубленного духовного делания, как и Великий Пост.
– Как мы можем прожить эти дни со Христом?
– Есть множество путей: это и чтение Писания, и богомыслие. Можно, например, попытаться разобрать для себя богословские проблемы, которые вы давно не могли понять: найти и почитать литературу, прийти к своему духовнику и обсудить с ним эти вопросы. Самое главное – вспоминать, что Христос являлся апостолам, жить воспоминанием этих событий.
Мы говорим, что Великий Пост нужно провести духовно сосредоточенно. Пост – это время сосредоточенного покаяния и сокрушения. Пасхальный период по напряжению такой же, но в нем превалирует радость. Не такое пристальное внимание к своим грехам, но больше внимания ко Господу. Можно так сказать: в пост мы думали больше о себе (в покаянном плане), а в 40-дневный пасхальный период – больше думаем о Боге, о вере, о богословии.
– Что такое духовная радость?
– Слово «радость» многозначно. Им могут называться как нейтральные состояния, так и греховные. А бывает, это святые состояния.
Что такое духовная радость для христианина? Когда душа человека здорова и свободна от страстей. В первую очередь, от страсти уныния, печали, гнева. Тогда не нужно, чтобы что-то специально веселило. Просто хорошо от самого факта, что ты живешь. Когда же человек впадает в страстные состояния, это влечет за собой внутреннее огрубление, потерю духовного настроя. У него появляется потребность возбуждать в себе радость развлечениями, увлечениями.
Христианская радость – это здоровое состояние души, оно не связано с экзальтацией
Христианская радость – это здоровое состояние души. Оно не связано с нервным возбуждением, экзальтацией. Это такое состояние, когда человек успокоен в Боге, он ничего не страшится. Если в этот период возникают скорби – он переживает их спокойнее, с надеждой, что Господь поможет. Это состояние, которому трудно дать определение. Но мы знаем, что христианская радость, во-первых, связана со свободой от страстей. Во-вторых, она такова, что человеку не хочется грешить в этом состоянии. А греховные «радости» воспринимаются, как уничтожение этой духовной радости
– Как пробудить в себе духовную радость?
– Духовную радость не нужно в себе специально возбуждать. Она будет, если человек ведет правильную духовную жизнь. Также мы знаем из духовной практики, что духовная радость – это обратная сторона покаяния в грехах. Когда мы исповедуемся, то получаем очищение от грехов, и в душе водворяется радость и спокойствие. Это непостижимо для нас. Вроде бы человек идет говорить о плохом, о том, что он такой-сякой. Но почему-то обратная сторона этого, когда человек искренне покаялся – радость и спокойствие. Это парадокс духовной жизни, который рационально невозможно объяснить, потому что это действие благодати Божией. И наоборот. Если человек не кается пред Господом и болезненно склонен к мирским развлечениям, обратной стороной этого часто бывает печаль и уныние. И такому человеку всегда требуется всё новая порция развлечений.
– Как понять, что испытываешь именно духовную радость, а не житейскую, не просто положительные эмоции?
– Духовную радость от плотской отличает то, что она очень хорошо совместима с молитвой. Она дает внутреннее сопротивление греху, отвращение к нему. Если же радость плотская – грех очень легко с ней сочетается.
Духовная радость дает силы прощать врагов. Чтобы понять, духовная ли у тебя радость или мирская – вспомни о своих обидчиках. Если ты готов их простить – значит, радость твоя духовная. А если воспоминание об обидчиках тут же перечеркнуло тебе всю радость, залило душу злобой – значит, она не была духовной.
Можешь определить характер своей радости по плодам – к чему тебя тянет. Тянет на радостях пойти набедокурить – значит, это не божественная радость. Тянет пойти в храм помолиться – значит, это духовная радость.
– Как хранить духовную радость все 40 дней празднования Пасхи и в течение всего года?
– Надо хранить совесть чистой от грехов. Если они бывают – каяться в них. И тогда эта радость не убудет. Спокойствие совести порождает духовную радость. Понятно, что радость – это активное чувство, оно сопряжено с эмоциями. В человеке по-другому не может быть. Все, что у нас происходит в душе – отражается на теле. Поэтому радость духовная может соединяться с эмоциональной радостью, одно никоим образом не противоречит другому.
Человеческая дружба – вещь гораздо более высокая, чем просмотр кинофильма
– Как относиться к житейским радостям: к музыке, кино и общению в большой компании?
– Для одного и того же человека те или иные мирские увлечения могут быть духовно полезными, нейтральными или даже вредными. Все зависит от духовного уровня человека. Для кого-то испытывать обычные человеческие радости – уже хорошо, потому что современная культура часто предлагает человеку извращенные радости. Поэтому если человек просто способен нормально по-человечески радоваться общению или искусству – это уже хорошо. Но если речь идет о подвижнике, который вкусил благодати – для него радости, о которых мы говорим, будут уже падением.
И еще. Характер радостей, которые вы привели – очень разный. Одно дело – искусство или кино, это предмет эстетического созерцания и эмоционального переживания. Но его нельзя сравнить с общением с друзьями. Потому что человеческая дружба и общение – это вещь гораздо более высокая, чем, допустим, просмотр кинофильма. Общение с друзьями не прекращалось и у святых. Да и у нас: почему мы молимся святым? Мы не прекращаем общение с ними как с нашими старшими братьями, друзьями. Вопрос в том, что наполняет это общение. Для чего люди эти собираются вместе? Для чего-то духовного? Для чего-то нейтрального, земного, но не вредного? Либо для каких-то греховный целей?
Отец Александр Ельчанинов сказал в свое время, что чем менее духовен священник, тем большее значение для него имеет богословское образование. В том смысле, что пока ты еще не дорос до высокого духовного уровня – духовная образованность будет тебя спасать. Можно переделать эту фразу и сказать: чем менее духовен христианин, тем большее значение для него имеют какие-то формы здоровой человеческой деятельности, связанной с радостью. По мере духовного роста это будет отходить сначала на второй, потом на третий план.
А в некоторых случаях эти мирские увлечения будут преображаться. Например, человек был художником. А ведь церковное искусство – это тоже искусство. Такие занятия могут вслед за человеком преображаться. Иногда это бывает удачно: человек был склонен к музыкальному творчеству, а потом воплотил такую свою тягу в духовной музыке, в церковном пении. Человек был художником – а потом проникся и посвятил свою кисть священным изображениям, иконописанию. Но иногда попытка «христианизировать» свои мирские увлечения бывает неудачной. Например, певцы пели свои обычное песни – а потом начинают петь про православие. А вера – это настолько тонкая вещь, что подобное сочетание очень редко бывает удачным. Получается странный «микс», который и на творчестве плохо отражается, и на духовной жизни. Лучше ты или совсем не пой, раз ты перерос это, или пой то, что пел до этого.
Умиление – это парадоксальное сочетание внутренней духовной радости и сокрушения о грехах
– Многие отцы говорят о важности покаяния, плача о своих грехах, памяти о смерти. Как в жизни христианина духовная радость сочетается с плачем и покаянием?
– У Иоанна Лествичника есть глава об умилении. Умиление – это как раз и есть парадоксальное сочетание: сокрушение о грехах и внутренняя духовная радость. Это опыт, это факт духовной жизни. «Держи ум во аде и не отчаивайся», – как сказал Силуан Афонский: в человеке одновременно присутствуют радость и печаль.
– Что делать, если человека обидели, или он кого-то обидел, и чувствует, что утратил духовную радость?
– Простить. Не можешь простить – исповедуй пред Господом. Проси у Господа дара прощения. Прощения попроси, если это возможно. Ссора – это один из грехов. Что с грехами делать? Каяться, исправлять. Упал – встал, упал – встал. Нет другого пути.
– Как делиться пасхальной радостью с людьми церковными и нецерковными?
– Мне кажется, что средство делиться пасхальной радостью – это любовь, дела любви. Тут даже неважно, верующий человек или нет. Хотя с верующими мы можем быть более открытыми в том смысле, что мы разговариваем на одном языке. Нас верующие понимают, и на возглас «Христос воскресе» они отвечают «Воистину воскресе». Но если человек не привык к этому, он находится вне этой культуры – может быть, лучше не «Христос воскресе» сказать, а помочь ему в его просьбе, в трудностях.
Сам Христос сказал в отношении к внешним: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Опыт показывает, что люди лучше воспринимают, когда христианин делится радостью не на словах, а на деле. Я имею в виду взаимопомощь и поддержку.
Люди лучше воспринимают, когда христианин делится радостью не на словах, а на деле
– Допустим, человек хотел бы делиться своей духовной радостью и начать дела любви. Каким делом милосердия он может заняться?
– Вы знаете, тут столько возможностей жизнь предоставляет – всего и не переделаешь. Ходи в больницу – больных навещай, мой палаты. Ходи в хоспис – престарелым помогай, или ходи в детские дома, или бедных корми. Близких своих терпи, помогай, не ругайся с ними. У нас часто готовы помочь кому угодно, а собственной маме помочь ремонт сделать или ведро вынести – не готовы!
Дел милосердия множество. Сколько вокруг пожилых людей. Да у тебя в подъезде может быть столько людей, которым просто тяжело. Сколько детей, которые больны тяжелейшими заболеваниями с невероятно дорогим лечением. Жертвуй деньги, а не можешь жертвовать – ходи, проси по знакомым, кто может помочь.
Приведу такой пример. Буквально вчера ко мне в храм приходят двое молодых людей. Нормальных, адекватных. Видно, что не очень, может быть, церковных. Просто подошли и говорят: «Батюшка, мы хотим заняться какой-то благотворительностью. Мы думали и поняли, что кого-то кормить хотим». Я говорю: «Замечательно, у нас столько пожилых людей, которым тяжело дома готовить – они с удовольствием в храм приходили бы и ели. Готовы?» – «Да, готовы организовывать для них обеды».
Я этих молодых людей потом спрашиваю: «А зачем, почему вы так решили?» Они отвечают: «Вы знаете, жить для себя, потребляя, уже надоело. Хочется отдавать другим». Кто их учил? Кто им подсказывал? Человек даже еще не знает, как он это сделает, но уже хочет помогать.
Подошли два не очень церковных парня: «Батюшка, мы думали и поняли, что кого-то кормить хотим»
– Если из наших читателей кто-то тоже хочет помогать – какой он может сделать первый шаг? Куда пойти?
– Если речь идет о верующем воцерковленном человеке – лучше всего действовать через общину, через приход. Это будет двойная польза. И тебе, и тому храму, в который ты ходишь. Сначала нужно подойти к настоятелю. Наверняка на приходе уже есть какие-то формы доброделания, к которым можно присоединиться. А если такого нет – можно взять благословение что-то такое организовать. В храм ходят и пожилые люди, и бедные. Рядом с храмом обязательно есть больница.
Часто у нас присутствует момент духовного эгоизма – все в себя, все для себя. Молюсь для себя, пощусь для себя, причащаюсь для себя. А отдавать когда будешь то, что получаешь? Ту силу Божию, благодать, которую ты получаешь. Где результат? Такая воронка получается, черная дыра…
Наша Православная Церковь остро нуждается в активных прихожанах, которые бы несли эту радость Христову через дела милосердия – в больницы, в детские дома. Знаете, как трудно найти добровольцев? Вновь приведу пример. У нас рядом с храмом есть больница. Я объявил, что нужны добровольцы, чтобы ходить туда, ухаживать за больными. Откликнулось 30 человек, реально ходят – три.
Церковь остро нуждается в активных прихожанах, которые бы несли радость Христову через дела милосердия
У кого такой вопрос возникает – бегите к нам, мы с радостью найдем вам применение! У нас еще хоспис рядом. Туда ходит один человек. Ради Бога – присоединяйтесь. На любом приходе – такая же ситуация. Участие в благотворительности на своем приходе хорошо тем, что ты укрепляешь приходские связи. И таким образом входишь в колею настоящей христианской жизни.
Беседовал Алексей Мигальников