На вопросы отвечает епископ Покровский и Николаевский Пахомий
– Владыка, что такое страсть гнева и в чем она проявляется?
– Гнев – это то качество души человека, которое вложено в нас Самим Богом. Ведь благодаря этому качеству человек может возненавидеть то греховное состояние, в котором он может пребывать и благодаря этому что-то исправить.
Это качество, которое дано нам для сопротивления греху, несправедливости, которые встречаются в человеческом обществе. Когда мы чем-либо недовольны – это первый признак того, что мы хотим что-то изменить. Но данный Богом дар мы «благодаря» своим страстям изменили кардинальным образом и превратили в грех. Дар гнева человек обращает не на то, чтобы бороться со страстями и гневаться на врага рода человеческого, а берет это оружие и ударяет им в свое собственное сердце. Человек не соглашается с тем, что происходит вокруг него, возмущается, проявляет недовольство окружающим миром и людьми. А почему он это делает? Потому что его в принципе не устраивает то, что происходит. Ведь в большинстве случаев мы гневаемся не только, когда мы правы, но даже когда и не правы.
К сожалению, как и любая другая страсть, страсть гнева при попустительстве укрепляется и пускает глубокие корни. Если не тренировать, не останавливать себя, не заниматься самовоспитанием, можно прийти в очень плачевное состояние, когда человека будет все вокруг раздражать и мучить.
– А может ли вообще гнев быть праведным? Когда гневаться можно, а когда нельзя?
– Да, есть такое выражение «праведный гнев». Помните, как в песне: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна». Ярость, действительно, может быть благородной, но она должна иметь определенные границы. Мы уже говорили о том, что у воина, который сражается на поле брани и убивает своего врага ярость благородная. Но если противник поднял руки и просит пощады, то гнев, оставшийся в сердце этого солдата, превращается уже в греховную страсть.
Часто праведный гнев при невнимательном к нему отношении перерастает в гнев греховный, когда к гневу присоединяется еще и гордость, и человек начинает совершать подвиги служения Богу уже не по чистоте добродетели, а по греховному состоянию.
Праведный гнев – это когда человек раздражается на врага рода человеческого. Бывает, мы попадаем в какую-либо конфликтную ситуацию, которая вообще не поддается какому-либо логическому объяснению. А все потому, что это совершенно очевидно вызвано злобой врага рода человеческого. Верующий человек должен очень четко понимать, что часто в нашей жизни конфликт возникает не между двумя людьми, но всегда присутствует еще и третья личность – диавол.
Духовная жизнь, знание Священного Писания открывает это ведение человеку, и в Евангелии это проявляется особенно ярко. Христос, перед тем как выйти на проповедь, идет подвизаться в пустыню, где проводит сорок дней в посте и молитве. Он тем самым показывает каждому человеку – чтобы совершить какое-то доброе дело, научить кого-либо нужно сначала самому пройти определенный путь испытаний: укрепиться молитвой, подвигом. Только тогда твое слово будет иметь вес, а твои действия будут основаны на прочном фундаменте.
Далее в Священном Писании сказано, что Господь «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 21, 18), т.е. захотел есть, после чего к Нему приступает диавол со словами: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4, 3). На первый взгляд эти слова могут показаться странными и особо ничего не значащими, но на самом деле здесь сокрыт очень глубокий духовный смысл. Возникает какой-то конфликт или искушение, нужно понимать, что часто эту ситуацию нам подбрасывают со стороны. Она не сама по себе появилась, а кто-то ее смоделировал, хотя и никого вокруг нет. Речь здесь идет о том самом «странном гражданине», как он именуется в одной из стихир Постной триоди. Если Богочеловека он искушал, тем более простого человека будет искушать.
– Как понять значение стиха из псалма: «Гневайтеся, и не согрешайте» (Пс.4, 5)?
– Если внимательнее вчитаться в строки Евангелия, мы увидим, что Господь часто гневался. Когда Он увидел меновщиков и торговцев, продающих голубей в Иерусалимском храме, Он воззрел на них с гневом. Этот гнев был ревностью по Дому Божиему. Когда мы ревнуем о святыне, о правде – это одно. Но другое дело, если человек неумеренно начинает гневаться и раздражаться на тех, кто рядом с ним. Например, во время службы в храме человек просит кого-либо из своих братьев или сестер, стоящих рядом, передать свечку, или немного подвинуться, и в ответ видит разгневанное лицо человека, который порой даже и скажет что-нибудь не очень выдержанное. Вроде человек заботится о том, чтобы была тишина в храме, а на деле оказывается, что он просто одержим страстью, не контролирует себя, не понимает, что происходит на самом деле.
Псалом здесь говорит о том, что человек должен правильно использовать тот природный, вложенный в нас Богом дар гнева. Он нам дан для победы над грехом.
– Источником проблем может стать не только выражение гнева и раздражения, но и их подавление. В этом случае негатив никуда не исчезает, а в результате все накопленные эмоции могут выплеснуться совершенно неожиданно, на абсолютно невинного человека. Как быть в таком случае?
– Конечно, от этого никто из нас не застрахован. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что даже горшки в печке сталкиваются, а люди уж тем более сталкиваются в жизни. Это неизбежно. Главное, мы должны уметь признавать свои ошибки и просить прощения друг у друга. Это как в семейной жизни. Хорошая семья не та, где супруги не ругаются и не спорят, а там, где умеют мириться и прощать друг друга. Умение признать свою неправоту и извиниться – это просто бальзам чудодейственный, который силен целить человека, изменить его. Почему мудрые родители приучают своего ребенка просить прощения? В этом есть большой назидательный момент. Человек, смиряющий себя сначала на мысленном уровне, потом выражающий свои мысли словами, поступками, действительно начинает сильно меняться. Прежде чем человек проявит свое внутреннее устроение внешними действиями, должны произойти перемены внутри его сердца, в его сознании.
Часто люди спрашивают: «Почему надо обязательно исповедоваться в храме, перед священником, рядом с прихожанами? Я лучше в лес поеду и Богу все скажу. Ведь нельзя сказать, что Бог не слышит человека». Слышит, конечно, для этого и в лес не надо идти. Для этого можно вообще ничего не говорить, Бог и так в сто раз лучше нас все знает. Но одно дело, когда мы там где-то в себе, что-то, куда-то, кому-то, а другое дело, когда мы это выражаем своими поступками, делаем наше покаяние достоянием гласности. Это уже вера, подкрепленная делом. Именно она по-настоящему меняет человека.
– Бывает, что мы оправдываем эту страсть на исповеди: «Батюшка, да Вы не знаете, он такой человек, если на него не накричать как следует, он ничего не сделает. Без крика ничего не получается!».
– Что греха таить, у нас все именно так и происходит. С одной стороны, начальник должен воспитывать, наказывать. Все прекрасно понимают, если не проявишь особого внимания, ничего не удастся поменять. Но мне кажется, эту ситуацию нужно вывести в другую плоскость. Действительно, часто мы оказываемся в таких обстоятельствах, когда нам приходится употреблять определенные усилия для того, чтобы сдвинуть их с мертвой точки. Бывает, человека спрашиваешь: «Почему ты сквернословишь?», а он отвечает: «Потому что у нас по-другому нельзя. Можно десять раз объяснять, но один раз сказал два-три жестких слова и все всё поняли!». Наверное, многие подтвердят в какой-то степени «правоту» этой фразы.
Но вопрос в другом. Когда ты приходишь исповедоваться, не надо говорить о том, что по-другому не получается и поэтому я согрешил. Это сродни известному нам сюжету из Библии: когда Адам и Ева нарушили данный им запрет и съели плод, «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3, 12). Он не сказал: «Я съел! Я виноват! Господи, прости!». Но ответил: «Ты мне дал!». То есть он переложил вину сначала на жену, а в итоге и на Бога. Поэтому когда человек на исповеди говорит: «Я согрешил гневом, раздражением, кого-то обидел. Но с ними по-другому и нельзя!», с одной стороны он вроде и кается, а с другой осуждает всех, в том числе и Бога.
Это как в притче о мытаре и фарисее, когда последний благодарил Господа, что он не такой «как сей мытарь». Все могло бы быть хорошо, и Господь принял бы молитву и жертву этого человека: его благотворительность, пост. Но одним словом, одним только осуждением своего ближнего, мытаря, своим надмением он все разрушил. Так и в нашей жизни, даже если мы согрешаем из раза в раз, мы не должны искать этому оправдания, винить Бога, своих ближних в том, что в нашем сердце гнев, раздражение, сквернословие и прочие какие-то страсти и немощи. Когда каемся, нужно говорить: «Господи, прости!». Конечно, никто не застрахован, что человек после исповеди снова не согрешит. Но желать этого обязательно нужно. И каждый раз, после очередного падения, человек должен с нового листа начинать свою жизнь и просить Бога, чтобы Он укрепил и дал силы не повторить греха. Как бы часто ни встречалось подобное искушение в жизни.
Нельзя идти каяться с мыслью, что все равно потом согрешу. Или наоборот: «Не буду каяться, потому что все равно согрешу». Человек понимая свою немощь, свою греховность, свои недостатки, должен смиренно склонять перед Богом голову и говорить: «Господи, нет у меня сил, виноват перед тобой! Помоги мне! Сам не могу, а с Твоей помощью буду стараться», и каждый раз полагать снова и снова начало. Такое устроение будет правильным.
«Православное Заволжье»
[Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Беседовала Наталья Комиссарова]