В день, когда Христос принимает смерть за каждого человека, Сергей Худиев поднимает вопрос: может ли быть оправдание ненависти между людьми, называющими себя христианами?
Страстная Пятница – день, когда мы вспоминаем страдания нашего Господа. Его смерть на Кресте явилась кульминацией и воплощением того, чему Он учил – а учил Он любви к врагам и непримиримости к греху.
Голгофа показывает, что Бог очень серьезно относится к греху – его нельзя просто списать или проигнорировать, или деликатно отвернуться в сторону. «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22) – говорит Писание. Грех имеет цену, и плата за грех – смерть.
Это трудно переварить, когда речь идет о наших грехах – мы-то, в общем-то, неплохие люди, кто-то другой, может, и заслуживает смерти и отвержения, но не мы. Но Крест показывает – именно мы заслуживаем, потому что именно за нас умер Невиновный.
Христос умер за людей, которые были врагами Богу; которые день и ночь бросали Ему наглый, презрительный вызов и оскорбляли Его в лицо. Как говорит апостол Павел: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:10).
Мы были врагами Бога, находившимися под Его праведным осуждением и гневом, но Бог примирился с нами через Иисуса Христа.
Как говорит святой Иоанн Златоуст в «Беседе на вознесение»,
«Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение.
Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» – говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле.
«Злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс.68:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все, и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и сделал его другом?»
Христос принял на Себя и праведный гнев Божий по отношению к греху, и неправедную человеческую враждебность по отношению к Богу и ближнему. Нам бывает сложно это понять в отношении нас самих – мы-то не признаем себя плохими и враждебными людьми.
Но давайте вспомним о наших врагах – о настоящих негодяях. Людях преступных, нечистых и запятнанных. Интернет полон негодования и ярости, так что с врагами обычно у нас все в порядке. Эти люди заслуживают отвержения, осуждения и гнева.
Представьте себе, что они получили все, что заслужили – полностью, до последней капли. Их подвергли унижениям, издевательствам, истязаниям, и, наконец, прибили на кресты, где они висели, медленно и мучительно издыхая, пока к ним не пришла долгожданная смерть.
Наша ярость и гнев умерли вместе с ними – потому что вот, их постигла заслуженная ими лютая смерть, нам нечего к этому добавить.
Но в Страстную Пятницу происходит именно это – Искупитель отождествляет Себя с грешниками настолько, что Его смерть – это их смерть. Как говорит апостол Павел: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3).
Ненавистные нам враги – и мы сами, ведь и мы кому-то ненавистны – были преданы суду и смерти там, на Голгофе. Праведный суд и гнев уже совершился – когда за наши и их грехи умер Невиновный.
Как говорит Пророк,
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:5,6)
Та Чаша, о которой молился Господь Иисус в Гефсиманском саду, Чаша гнева и осуждения на человеческий грех, уже была испита до последней капли – там, на Голгофе.
Всякий мой враг, всякий, к кому я могу испытывать ненависть, уже умер – там, на Голгофе, смертью проклятого. И все мои грехи, за которые я ненавижу самого себя, уже осуждены – там же. Весь гнев, все осуждение, вся ярость, которой заслуживали грехи этого мира, уже совершились на Голгофе.
Для тех, кто пребывает во Христе, у Бога не осталось ничего, кроме благословения. Как говорит Бог через Пророка: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9,10)
Это очень сложно принять, когда речь идет о нас – Бог прощает легко и охотно, нам гораздо труднее принять Его прощение. Мы либо отрицаем свою нужду в прощении – а чего такого, все так делают! – либо, наоборот, видим свои грехи и не хотим поверить в то, что они – прощены.
Но это еще сложнее, когда речь идет о других людях. Оторвитесь на минуту от монитора и представьте себе человека, который вам ненавистен. Возможно, этот человек — действительно негодяй. Возможно, на нем действительно тяжкие и возмутительные грехи, которые вопиют о праведном отмщении.
А теперь вспомните о том, что проповедуют апостолы – Христос занял место этого человека на Голгофе. Камень, который вы кинете в него, попадет в Христа. Это неприятная и шокирующая мысль, но это так – Христос умер за этого человека, как за Вас и за меня.
И во Христе мы умерли для мстительности и ненависти, ярости и гнева. Как говорит Апостол: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет.3:9).
pravmir.ru