Имеет ли право называться христианином человек, не умеющий прощать?
Отвергать Его требование даже не на уровне слабости, а на уровне ясно заявляемой позиции, лозунга «не простим» – значит очень четко ставить себя вне христианской веры. Да, Евангелие штука неудобная и неподходящая для борьбы за наше правое дело. Но другого Евангелия у нас нет.
Недавно я наткнулся на очередное поминание убитых в гражданской войне на Украине. Первой строчкой шло «Упокой, Господи, души убиенных раб Твоих», второй – «не забудем, не простим». Похоже, люди искренне не понимали несовместимость обращения к Богу и такой декларации непрощения; поэтому нам стоит поговорить об этом подробно.
Есть две фундаментальные истины, которые открывает нам наша вера – кто есть Господь Иисус и что Он совершил.
Начнем со второй. Христос умер за наши грехи. Поэтому прощение не означает преуменьшения грехов и преступлений, которые были совершены другими людьми.
Политики, которые отдают приказы о бомбежках и обстрелах, прокляты. Другие политики, которые поощряют их на эти действия – прокляты. Патриоты, которые это одобряют и поддерживают – прокляты. Те, кто метал бутылки с огнесмесью в Одесский Дом Профсоюзов, прокляты. Те, кто радовались лютой смерти своих ближних, прокляты.
А Благая Весть состоит в том, что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13).
Христос умер смертью проклятого, понеся на Себе проклятия осужденных грешников.
Проклятие, которое навлекает на себя грех и преступление, особенно пролитие человеческой крови, более чем реально. Распятие показывает именно это – Бог относится к греху и преступлению очень серьезно. Он не может просто списать их. Они должны быть искуплены. Без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22). И эта кровь – Пречистая Кровь Спасителя – пролита за всех проклятых и погибших злодеев и грешников.
В этом и состоит Благая Весть, возвещаемая Апостолами:
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:1–4).
Спасительная вера состоит в том, что мы возлагаем нашу надежду на излитую за нас Кровь Христову. Мы признаем, что мы тоже проклятые грешники, за которых умер Невиновный. Христианин – это осужденный и проклятый грешник, все осуждение и проклятие которого унес Искупитель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29).
Мы спасены от проклятия и наследуем благословение не потому, что мы это заслужили, а потому что Господь Иисус понес на Себе наше проклятие и отдал нам Свое благословение.
Писание говорит, что Христос умер за все вообще грехи всех вообще людей – в том числе тех, кому вы клянетесь «не забывать и не прощать». Они все еще могут покаяться и попасть в рай – как и Вы еще можете покаяться и попасть в рай, если отречетесь от своей злобы, ненависти и непрощения. Не потому, что они (или я, или Вы) хорошие люди. А потому, что за них, за Вас, и за меня умер Христос.
Те, кто обращаются ко Христу с покаянием и верой, несомненно будут прощены и приняты Богом.
Теперь вспомним о том, кто такой Христос. Он есть Владыка мироздания. Он тут законная власть, которой должно повиноваться безоговорочно. Тот, кому каждый из нас даст ответ в день Суда.
Христианин – это тот, кто признает Иисуса Господом и намерен Ему повиноваться. И одно из самых безоговорочных требований в Евангелии – это требование прощать.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15).
Пугающая притча о двух должниках подчеркивает, что если вы не прощаете других людей, вы лишены Божьего прощения. (Мф. 18:23–31). Это, наверное, самое жесткое требование в Евангелии вообще. Оно включено в единственную молитву, которой Спаситель лично научил учеников – Отче Наш. Вы даже не можете молиться, если вы не прощаете: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мар.11:25).
Отвергать Его требование даже не на уровне слабости, а на уровне ясно заявляемой позиции, лозунга «не простим» – значит очень четко ставить себя вне христианской веры. Да, Евангелие штука неудобная и неподходящая для борьбы за наше правое дело. Но другого Евангелия у нас нет.
К тому же о своем непрощении заявляют, как правило, не люди, понесшие личное горе и страдание, а люди, прочитавшие об этом горе в интернете, и решившие не прощать от чужого имени. Совсем как националисты, которые полны решимости не прощать обиды, которые их великая нация, как утверждается, потерпела поколения назад, и которым, собственно, национальная история интересна главным образом в качестве каталога обид, по поводу которых они будут предаваться ненависти и мести.
Так и в нынешнем конфликте. Люди собирают каталоги обид – реальных, надуманных, или искаженных в целях демонизации противника. При этом месть-то придет совсем не на тех людей, которые в этих обидах виноваты.
Но в любом случае, с христианской верой это не совместимо. Либо молиться Господу о упокоении, либо не прощать. Уж что-то одно. Какие-то проявления немощи, неведения, утраты самоконтроля для христианина возможны и увы, учитывая нашу падшую природу, неизбежны.
А вот декларация – не буду повиноваться заповеди и все тут – нет. Такая декларация – а я не буду прощать и считаю это правильным – означает «я не считаю Иисуса Господом». Ну, не считаете – дело Ваше, но в этом надо отдавать себе отчет. Потому что в таком случае, если Евангелие не сборник древних легенд, а действительно слово Божие, Вы находитесь на пути в погибель.
И надо с этого пути свернуть – предоставить суд Богу, а самим решительно отказаться от мести за свои и чужие обиды. От этого зависит наше собственное спасение – и зависит напрямую.
Сергей Худиев
pravmir.ru