«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»,?— писал апостол Павел (1 Фес. 5, 18). Значит, Бог хочет видеть нас благодарными, и именно — за всё, а не только за доброе и приятное. Но как научиться такой всеприемлющей благодарности? В чем она должна выражаться, наша благодарность Господу? Об этом мы решили побеседовать с иереем Дионисием Каменщиковым, настоятелем
храма во имя святого пророка Илии на Ильинской площади Саратова.
— Отец Дионисий, представим себе ситуацию: подходит к Вам прихожанин и говорит: «Я молился, и Господь избавил мою семью от большой беды; подскажите, как мне теперь Его отблагодарить, что для этого сделать? Может быть, обет какой-нибудь принести на всю жизнь или сумму посильную на доброе дело пожертвовать?». Что Вы ему скажете?
— Обеты давать, на мой взгляд, не нужно, хотя в старину такая традиция существовала — например, люди храмы строили по обетам. Но нам с вами, немощным и непостоянным, лучше помнить слова Христа: не клянись вовсе (Мф. 5, 34) — и не брать на себя такую ответственность, не обещать Богу того, что неизвестно, сможем ли выполнить. Благодарение нужно начинать с благодарственной молитвы. Это то, что преображает душу молящегося, делает ее благодарной, готовой не только принимать, но и отдавать. И хорошо, конечно, если эта молитва продолжится конкретным добрым делом — например, помощью на приходе. Это не обязательно денежная жертва, это может быть помощь в расчистке снега, в любой другой работе.
— Но что-то мне подсказывает, что благодарность должна быть не разовым актом (заказал молебен, расчистил снег, помог нуждающимся), а постоянным состоянием души христианина. Так же, как и покаяние, и молитва. Верно?
— Конечно. Я знаю немало людей, которые живут с постоянным чувством благодарности Богу, и, несмотря на все трудности и обстояния, как могу, учусь этому сам. Я не заслужил всего того, что у меня есть: родителей, семьи, возможности служить у престола Божиего, возрождения разрушенного Никольского храма в селе Стригай, людей, которые откликнулись и участвуют теперь в этом благом деле…
Что же касается постоянства, это совершенно необходимое христианину качество, без которого невозможна духовная жизнь, и его нужно всеми способами в себе воспитывать. Наша жизнь — череда Божиих благодеяний, начиная с того, что каждый из нас живет, существует — значит, и благодарить нужно всю жизнь. На пастыре лежит обязанность научить прихожан благодарению, об этом сказано в требнике — и если священник этого не делает, он тяжко согрешает.
— Почему это так важно — учиться и учить благодарить?
— Потому что тот, кто не благодарит, не помнит о Боге и живет без Него. В Евангелии от Луки (17, 12–19) есть эпизод с десятью прокаженными, исцеленными Христом: только один из них возвращается, чтобы поблагодарить Исцелителя и прославить Бога за свое избавление от болезни. Горечь Христа — не десять ли очистились? где же девять? — заставляет нас задуматься: а что если и мы с вами в том же большинстве?
— Вы сказали, что знаете много людей, которые живут с постоянным чувством благодарности Богу; я неким образом догадываюсь, что эти люди — отнюдь не баловни судьбы. Это так?
— Действительно так, и более того, есть такая закономерность: чем труднее человеку живется, тем больше он ценит то, что Господь ему дает, и тем больше он благодарен Богу. Человек, которому трудно и которому нужна Божия помощь, живет на пределе своих духовных сил — хотя жить на этом пределе призваны все мы. Теплохладность не дает человеку блаженства. Блаженство — плод преодоления скорбей: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его (Мф. 11, 12). Люди, о которых я говорю, в бедах своих научились благодарить Бога, потому что поняли: скорби, на самом деле, посылаются нам по любви. Да, по любви Божией к человеку — для того, чтобы он увидел небо и отлепился наконец от земного. Скорби даются для того, чтобы человек научился жить с Богом, потому что страдания — это школа христианина, об этом пишет апостол Павел: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3–5). Человек, который понастоящему страдает, очень хорошо понимает, что ему нужно глаза к небу поднять, и не нуждается в объяснениях.
—Слушая Вас, я вспоминаю одну нашу прихожанку, одинокую немолодую женщину: она страдала мучительной и очевидной для всех болезнью… Как-то раз мы с нею разговорились, и она сказала: «Раньше я думала, что мне, с детства больному человеку, инвалиду, не за что Бога любить и благодарить. Но сейчас я понимаю: что бы со мною было, если бы не Он? И еще: если бы я была здоровой и жила, как все, вряд ли я пришла бы к вере и Церкви».
— А я вспоминаю свою бабушку, которая прожила тяжелейшую жизнь: после войны одна поднимала детей, впрягалась в плуг вместо лошади, но никогда не роптала на судьбу и была человеком действительно благодарным. О том, как тяжко ей пришлось, можно было догадаться лишь по одному признаку: она совершенно не могла смотреть фильмы про войну, это была рана на всю жизнь. Поколению наших бабушек благодарность была более присуща, чем нам, хотя, если всмотреться в их судьбы, кажется: за что тут благодарить?
— Но ведь это далеко не про всех… Разве Вам не приходится встречаться с людьми ожесточенными, с людьми, которые не только любить и благодарить Бога не хотят, но и просто верить в Него отказываются, объясняя это собственными и чужими страданиями, количеством зла и несправедливости в мире?
— Конечно, я сталкиваюсь с такими людьми. В чем причина их состояния? Как правило, это люди, не желающие отстать от своего греха. Человеку, который грешит и хочет продолжать грешить, с Богом нехорошо. Поэтому он ищет повод обвинить Бога, сказать Ему «нет». Но чем дольше он это делает, тем больше раскаленных углей на свою голову собирает, потому что это очень большая духовная опасность — обвинять Бога, роптать на Него. Это означает, что человек не хочет быть сыном или дочерью Бога, что человек восстает против своего Творца.
— «Начинать должно с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением»,?— говорил преподобный Амвросий Оптинский. «Положите себе за правило ежедневно благодарить Господа за Вашу чашу, т.?е. за недуги, за все скорби Ваши…» — писал святитель Игнатий Брянчанинов. Подобных цитат еще много можно было бы привести. И вроде бы они нам понятны… Но это же очень трудно, это практически нереально для человека — благодарить за потерю, за страшную болезнь, инвалидность, одиночество…
— Конечно, это трудно. Но это вопрос глубины или поверхностности нашего христианства. Если христианство для нас — только внешнее поведение, тогда быть христианином легко. Но быть христианином в подлинном смысле этого слова, научиться христианской жизни — трудно, и Христос не обещал нам легкой дороги, напротив: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Христианство — это крестоношение. Научиться благодарить за крест — нелегко, непросто, это труд всей жизни, это преодоление жалости к себе, гордости, самолюбия… И это невозможно сделать собственными силами: это происходит с человеком, когда его посещает благодать Духа Святого — та, о которой апостол Павел писал, о которой преподобный Серафим говорил Мотовилову. Тогда мы становимся способными любить, прощать, благодарить за всё. Но стяжание благодати требует нашего собственного труда, прежде всего — соблюдения заповедей Христовых. Пример нам в этом — святитель Иоанн Златоуст, которому столько пришлось претерпеть и который умер со словами: «Слава Богу за все». Если мы научимся вот так благодарить, то станем несокрушимыми христианами.
Газета «Православная вера», № 02 (694), январь 2022 г.
Иерей Дионисий Каменщиков, Беседовала Марина Бирюкова