Беседа с иеромонахом Макарием(Маркиш)
Мы часто говорим о том, что человеческая природа повреждена. А мы, крещеные, тоже повреждены?
– Когда школьники стоят на пороге вуза, они кто? Еще не ученые, необразованные. Кто скажет, что уже готов? Никто. Но тем, кто желает учиться, выдают студенческие билеты. Это и есть наше Крещение. Это наши студенческие билеты. Очень хорошая аналогия на самом деле, потому что некоторые мастера – самоучки. Про них мы ничего не знаем. Но если студент будет учиться и четыре или пять лет трудиться над своей учебой, то выйдет из вуза не просто с другой корочкой, но другим человеком – образованным, ученым, способным специалистом.
Это наш переход в иной мир. Мы выходим с этой учебы в иной мир с каким-то багажом, мы чего-то достигли с Божией помощью. Безусловно, цыплят по осени считают, но эта осень уже за пределами земного бытия.
Мы крещеные. Но если студент забросит свой билет в ящик стола и пойдет пить, гулять, петь и веселиться, что толку от такого студенческого билета? Что толку от такого Крещения? Эту форму рассуждения, как у нас говорят, парадигму, любой священник рассказывает на огласительных беседах перед Крещением. По решению Церкви мы проводим такие беседы, объясняем людям все это.
В основном кого крестят? Малышей. И чтобы таинство Крещения было действенным, взрослые должны принять на себя очень серьезную задачу. Конечно, бывает, крестят детей певчих, диаконов и попов, там взрослые уже давно приняли эту задачу. Как говорят, ученого учить – только портить. Но большинство из тех, кто приходит крестить деток, совсем как те студенты в первый день в вузе.
Повреждение нашей души случилось после грехопадения?
– Грехопадение и есть повреждение.
Все это продолжалось до Рождества Христова. Потом началась новая эра. Но мы все равно продолжаем быть поврежденными?
– Конечно, мы продолжаем быть поврежденными. Мы только получаем стопроцентное средство преодоления этой поврежденности в ходе нашей земной жизни, в ходе христианского подвига следования Христу. «Подражайте мне, – пишет апостол Павел, – как я Христу». Это наша жизнь, наш путь, наш вуз.
Получается, что человек вследствие своей поврежденности всегда будет тянуться вниз?
– Хороший вопрос.
Нас повредили, у нас кровоточит рана, и рано или поздно она может привести к смерти?
– Не то чтобы кровоточит рана, но в организме имеются бактерии, болезнетворные бациллы. И, кстати, медицина это тоже очень хорошо знает. Бациллы, вирусы существуют в организме.
Человек, ведущий в целом здоровый образ жизни, не болеет всерьез, хотя имеет какие-то мелкие заболевания. Это праведник, который может совершать ошибки. Мы все исповедуемся и каемся в грехах. Как священник могу сказать, что иногда после Исповеди, как ни странно, остается приятное впечатление. А иногда не очень. Ну что сделаешь?
Студенты-отличники тоже чему-то учатся, стараются, они не знают заранее всю программу. И бывают лоботрясы. Я одного студента спросил, как он сдает определенную дисциплину. Он говорит: «Да как? Преподаватель тяжело вздыхает и ставит отметку».
Тройку?
– Ну, кому что. Этот тяжелый вздох преподавателя заменяет все учебные, так сказать, труды студента на освоение той или иной дисциплины. Это отдельная тема.
Наш жизненный путь – путь преодоления трудностей и борьбы с грехом. Борьба идет у всех по-разному. Есть люди, захваченные каким-то очень понятным, конкретным грехом. Типичная ситуация – пьянство. Человек преодолевает его. Но мы все знаем, что алкоголизм неизлечим. Это такая негативная, пессимистическая сторона. Но в то же время алкоголик может жить, как ни странно, полноценной, здоровой жизнью. Я таких людей знаю.
У нас есть православные и общечеловеческие, если можно так выразиться, общества трезвости, группы анонимных алкоголиков. Люди ведут здоровый образ жизни, не принимают ни грамма алкоголя. Если примут – беда. Когда все собрались за столом, кому по рюмочке, кому что, а эти люди наливают себе минеральную воду. Не знаю медицинских тонкостей, которые связаны с физиологией, но в целом так.
Примерно, как и диабетики. Нам дадут торт, мы его разрежем и съедим по половине – только удовольствие. А человек с диабетом положит себе ложку ксилита в чашку чая. Как он будет смотреть на наш торт? Не знаю. Но торт ему нельзя.
Так в точности и любой человек. У одного одни пути преодоления греха, у другого другие, у третьего третьи. Недаром есть очень мудрое свойство Православной Церкви – тайная Исповедь. Исповедь, когда человек подводит итог своей борьбы с грехом, получает новое направление. И никому не должно быть дела до этого. Нарушение тайны Исповеди – это тяжелейший грех, тяжелейшее нарушение христианского образа жизни. Я хотел бы сказать, что не встречал такого никогда.
Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский такие же, как и мы?
– Да.
Они тоже были с поврежденной природой?
– Да. И Христос тоже принял поврежденную природу. Она изменилась при Его Воскресении. А до этого у Него была наша природа.
Что такого делают святые, чтобы стать ими?
– Учатся. Как студенты. Вот человек получил красный диплом. Что он такое делал? Усердно учился. Вот вам и святые. Усердно учился, решал задачи, сдавал экзамены. Я со студентами общаюсь через Исповеди и преподаю. Для некоторых студентов учеба начинается с сессией, только тогда они начинают что-то учить. И это ненормально. Это никуда не годится. Это безобразие. Но тем не менее...
А у такого студента, как вы говорите, учеба идет 365 дней в году, за маленькими исключениями.
То есть вся наша жизнь – это должно быть некое напряжение в духовном смысле?
– Да, умеренное напряжение. Святые отцы пишут, что не нужно уклоняться в крайности. Крайности от беса. Очень хорошее высказывание.
Но порой эта работа, напряжение в любой сфере жизни требуют от нас усилий. И порой они, скажем так, могут тяготить. Как с этим бороться? Как преодолевать себя и при этом оставаться свободным? Порой что-то преодолеваешь, что-то себе запрещаешь, но при этом как бы чувствуешь дискомфорт.
– Вы очень хорошо сказали. Вы замечательно употребляете термины, которые помогут нам разложить все в одну строчку. Необходимо отличать сферу нашей воли от сферы наших эмоций.
Сфера эмоций – это дискомфорт. Неприятно, надоело, трудно, нет желания – это эмоциональная сфера. А сфера воли – это то, что надо делать. И не надо для этого пускаться ни в серьезную моралистику, ни в богословие. Когда утром звонит будильник и вам надо идти на работу, в школу, в университет, на богослужение (особенно раннее, в 4:50), чего вам хочется? Спать. Особенно если вы накануне вечером были чем-то заняты, работали. Вам хочется спать. Тяжело. И что вы делаете? А ничего не делаете, встаете и идете, протираете глаза, моетесь, чистите зубы. Волнует ли вас тот факт, что ваши чувства, эмоции, переживания, какой-то дискомфорт входят вразрез с тем, что вы делаете? Ничуть не волнует. Надо, значит – встал и пошел.
Я могу нарисовать картину про человека, абсолютно далекого от Церкви, от синагоги, мечети, от чего угодно, такого, который вообще ничего не знает про Бога и даже никогда не задумывался об этом. Такие люди, к сожалению, есть. Но такая картина всем ясна. Просто она в религиозном сознании укладывается в общий жизненный строй. А вне религиозного сознания могут быть трудности. Человек может зачем-то записаться на прием к психотерапевту. Такое бывает иногда.
Поэтому и говорят, что наш путь тернистый. Очень часто задают вопрос: почему у православных все так сложно? Бывает, человек спокойно жил до Крещения, поступал по совести, старался никого не обижать, а потом принял Крещение, стал активно приходить в церковь, и начались искушения, скорби, в жизни появилось очень много правил. Вроде как все понятно, но в то же самое время начинается более регламентированная жизнь даже в духовном смысле. Таинства, службы. И от этого становится как-то совсем непросто, тяжело. И человек считает, что становится несвободным.
– Надо бы поговорить с этим человеком и конкретно понять, что ему не нравится. Может, он раньше работал охранником на лесном складе, а потом решил стать офицером спецназа или что-нибудь в таком духе. Ему стало гораздо труднее жить. Да, он будет жаловаться, что тяжело. Но его спросишь, и он скажет, что надо же все-таки как-то расти.
Значит, просто новая ступенька.
– Да, новая жизнь. Вот у меня нет музыкального слуха, а вдруг меня по какой-нибудь дикой причине возьмут в симфонический оркестр.
Музыкальный слух есть у всех, вопрос только в развитии.
– Ну, в общем, он развит настолько, что быть только охранником на лесном складе. Меня из дьяконов прогнали в священники, и это была ведущая причина. И если бы меня действительно взяли в симфонический оркестр играть на скрипке, то через два дня я, конечно, завыл бы и сказал, что трудно. А мне сказали бы: «Ну, знаешь, ты полез со свиным рылом в калашный ряд, нечего тебе там делать».
Или, может быть, человек решил стать монастырским послушником. Монах – это действительно если не майор спецназа, то сержант. Хороший монах в хорошем монастыре. Ну, на то и послушничество бывает. Послушничал полгодика и потом сказал: «Знаете, нет». И я таких людей видел, к ним полное уважение, никаких проблем. Он в монастыре пожил, потом ушел, женился и ведет хорошую семейную жизнь. Ничего плохого в этом нет.
Часто общаешься с людьми и говоришь им о том, что христианские ценности – это те, которые могут привести этот мир в порядок, в том числе и нашу жизнь.
– В общем, да.
Даже простые человеческие отношения. Но многие люди, даже образованные, говорят, что это полная ерунда, что можно жить без религии, просто быть честным и порядочным, выполнять какие-то правила, никого не злить в бытовом смысле, и все будет в порядке. Что сказать такому человеку?
– Когда кто-то что-то такое говорит, не спешите сразу говорить «нет», выразите согласие.
Мне пришлось согласиться.
– Вот пришли вы в магазин самообслуживания. Мне очень нравится это сейчас: пришел, взвесил товар, тебе цену пробили, карточку прижал... А хороший человек взял что-то ценное, помидоры по 200 рублей за килограмм, и думает, что не будет платить за них, так пронесет, никто и не увидит. И у него крутится это в голове. Почему? Совесть? А что такое совесть? Не хочу платить за помидоры и не заплачу. Никто не увидит. В магазин их пять тонн привезли, ведь лучше их быстрее разобрать, чтобы не сгнили. Человек думает: если я их не возьму, то они у них в ящиках сгниют.
Такого рода рассуждения хороших людей составляют для них большую проблему. Когда речь идет не о помидорах, а, скажем, о супружеской верности или о верности своей Родине, особенно в наше время, такой человек может очень сильно дать зигзаг. А может и сразу перескочить. – Вы своей жене изменяете? – Нет. – Почему? – Я порядочный человек.
Хорошо. Так живет год, другой, пять, дети родились. И потом его раз – и змея кусает в сердце или в другое место, и он начинает думать: «А что порядок? Кто его установил? Я себе сейчас другой порядок установлю». Понимаете, что дальше идет? Дальше смотрите статистику разводов.
Они есть и среди православных.
– Увы. Потому что эти православные студенческий билет получили, а за учебу не взялись или взялись плохо, безуспешно, только первый семестр проучились, как в любом вузе бывает: после первого семестра все-таки редко кого отчисляют. А потом пошли процессы, и эти студенты уже не доходят до конца.
Когда мы пребываем в Господе Иисусе Христе, то наша природа как бы становится богоподобной. Как можно это объяснить?
– От одного слова она не становится богоподобной. Но дорога открывается.
Можем ли мы как-то приблизиться к этому? Святые приближались. А мы в бытовом смысле можем ли так рассуждать, иметь дерзновение стать подобными Богу?
– Как пишет апостол Павел: воля Божия есть ваша святость. К сожалению, в синодальном переводе написано «ваше освящение». А сейчас иногда вместо «я» ставят «е» – «освещение».
Сия бо есть воля Божия – святость ваша. Наша общая. Как ректор вуза говорит студентам: «Вы пришли сюда учиться, вам всем открыта дорога к тому, чтобы стать прекрасными выпускниками нашего замечательного университета». Так же и наш Ректор – Господь – зовет нас всех.
А дальше у всех разные степени. Кому-то получить четверку вместо тройки – большой подвиг, а кто-то будет отхватывать одни пятерки на всех экзаменах. Это сюжет притчи о талантах. Кому дали десять, кому пять, а кому один. И хозяин от всех ждет дохода с этой инвестиции. Каждому свое. Кому дали десять – с того десятку. Кому пять – принеси поменьше. Кому один – хоть один заработай, хоть что-нибудь. А он его положил под куст и забыл про него.
Много раз это повторяем: надо понимать и свою ответственность – участие в жизни Церкви своей молитвой. Как говорят в миру, ваш голос важен для нас. Оказывается, каждый глас вопиющего важен.
– Очень важен. Не знаешь, с кем на улице встретишься… Здесь, в Москве, я стоял и ждал автобус. Подошел молодой мусульманин (увидел, что я в подряснике с крестом) и начал со мной какой-то богословский разговор: «Почему вы, православные христиане, верите не так, как надо?»
Хотя у нас очень разные религии, но ищут они что-то общее...
– Совершенно верно. Тут требуется доброжелательность и некоторый опыт, чтобы не сказать им лишнего, а сказать нечто, что, по крайней мере, не произведет плохого впечатления. Можно сказать, что мы разные народы, они знают свой путь, мы – свой. И сказать что-то доброе, умиротворяющее.
Один крупный мусульманский деятель на моих глазах одному мусульманскому вопрошателю (дело было в молодежном лагере) дал очень жесткий ответ, который в Православии был бы немыслим. Он ответил так: «А вы, молодой человек, изучали богословие? Учились где-то в Саудовской Аравии, медресе окончили?» – «Нет». – «Тогда это не ваше дело, не ваш вопрос. Без вас богословы разберутся. А ваше дело, чтобы жизнь была спокойной, миролюбивой, отношения между соседями были братскими, чтобы Россия была целой, благополучной. Вот этим займитесь, а богословие без вас обойдется». Мне ответ понравился, но в Православии все-таки так не принято.
В Православии так не пойдет. Когда нам говорят: вам этого достаточно, идите занимайтесь делом, – мы впадаем в крайности. И начинаются всякие суеверия.
– Верно, апостол Петр пишет: «Будьте готовы дать каждому ответ с кротостью».
Получается, что каждый прихожанин должен учиться понимать свою веру, изучать то же догматическое и основное богословие.
– Обязательно. Митрополит Филарет Московский говорил: если вы не совершенствуетесь в Православии, то я не знаю, кто вы такой и что с вами будет.
То есть если твоя вера основывается только на том, чтобы раз в месяц (в лучшем случае) исповедоваться, причаститься, не понимая, зачем это надо… Но кому-то, может быть, этого и достаточно.
– Опять же все люди разные. И наше время дает определенные ресурсы. Кому много дано, с того много и спросится. Это слова Спасителя. И сегодня дано очень много, особенно молодому поколению. Какой-нибудь бабуле я говорю, что я тоже уже старенький. «Вам сколько лет, батюшка? Мне вот уже восемьдесят девять». И этой бабушке я уже не буду советовать читать книгу Олега Давыденкова «Догматическое богословие».
Да, каждому свое. Но все это говорилось в контексте того, что все равно надо совершенствоваться. Кому-то достаточно совершенствоваться в добрых делах, а кому-то нет.
– Приходите на Исповедь. В условиях Исповеди эти вопросы решаются очень надежно и спокойно.
И в таинствах Церкви происходит то самое обожение, жизнь во Христе Иисусе и уврачевание нашей человеческой природы.
Записали: Анна Вострокнутова и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ
Игумен Филарет (Пряшников): Как говорить о Боге?
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ
Иеромонах Корнилий (Морозов): Границы Православной веры
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ