ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 19-09-2023, 16:58

Источник информации

Испытание веры. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0








Беседа со священником Алексеем Дудиным

Сегодня будем говорить на важную тему: «Испытание веры». Каким образом мы можем сохранить свою веру? Как пережить те испытания веры, которые нам посылает Сам Господь? У Даниила Гранина есть книга «Иду на грозу». Разговор там об ученых, но мне всегда нравился этот смысл: иду на грозу… Когда моя жизнь не может быть обычной, простой, что-то должно происходить, чтобы она хрустела на зубах.
Тридцать лет назад, когда люди стали приходить в Церковь, было ощущение, что наша вера сильная, радостная, хорошая, все замечательно. А потом начались испытания. Оказалось, что для веры нужно очень много трудиться, читать, что все совсем не так просто, как мы думали, когда были новоначальными.
Какие испытания веры бывают в жизни? Каждый верующий может задать себе те вопросы, которые так или иначе будут испытывать его верность и, соответственно, его веру.
– Действительно, верующий или тот, кто называет себя таковым, должен прежде всего дать себе отчет в том, какая у него вера. Она бывает разная и может меняться в течение жизни.
Самая первая ступень – когда человек умом узнает о Боге. У него появляется некое знание, что есть Высшая Сила. Он принимает умом, что есть Бог. Такая первая вера ни к чему не обязывает. Есть Бог и есть. Мало ли что в этой жизни существует. Где-то есть гора Эверест, но как это меня касается? Есть где-то Бог, и как это меня касается? Такая вера не спасительна. Такую веру имеет большинство наших соотечественников. По крайней мере, если спросить: «Верите ли вы в Бога?», подавляющее большинство ответит: «Да».
Следующий этап веры – когда человек начинает Богу доверять. В каком смысле? Он сталкивается с тем, что Бог благ. Вот было ему плохо, он неосознанно воззвал: «Господи, помоги, мне плохо», и Он вмешался в его жизнь. Человек увидел, что Богу не все равно, что с ним происходит. Попросил о чем-то Бога раз, другой и видит, что Он откликается на его просьбы. Таким образом, появляется определенное доверие к Богу. Это вторая ступенька нашей веры. Доверие, с одной стороны, хорошо, а, с другой стороны, оно не гарантирует того, что человек будет все время с Богом. Когда Господь ему нужен, он к Нему обращается и вверяет Ему свою нужду. А Господь помогает.
Такой образ веры, с одной стороны, хорош, особенно для новоначальных. Он естественен, когда только начинаешь чувствовать милость и благость Божию. Господь очень часто откликается и всегда слышит молитвы новоначальных. Бог буквально носит каждого из них на руках. И человек через некоторое время по слабости своей природы начинает этим даже немножко злоупотреблять. Он знает, что если обратиться к Богу, то Бог поможет. Самый простой пример: когда студент узнал, что есть Бог, он начинает просить у Него помощи на сессии. Ему выпадет нужный билет, единственный, который он знал хорошо. Он молится второй раз, третий, а с четвертого это почему-то перестает срабатывать. Почему? Потому, что Бог не любит, когда Его используют. Бог хочет не того, чтобы мы пользовались Его благостью, а того, чтобы мы познали Его в совершенстве, приблизились к Нему и стали с Ним едиными.
Идея Церкви – это как раз идея того, что каждый верующий становится частью единого организма, во главе которого стоит Бог. Самая высшая степень веры – это не только доверие, а когда человек полностью вверяет себя Богу. Слова «вера» и «верность» имеют близкую этимологию не только в русском, но и, допустим, в еврейском языке. Верующий – тот, кто всецело вверяет Господу свою жизнь, кто Ему полностью верит и сохраняет Ему верность.
Такая вера требует от человека многих испытаний, определенного жизненного опыта, умения отказываться от себя, от каких-то своих желаний и греховных привычек. Это всецело жизнь в Боге. И такая вера – это как бы основная цель, потому что именно она полностью соединяет нас с Господом.
Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Насколько строго надо относиться к символам? Несколько лет назад мне подруга подарила денежную лягушку. Из хороших побуждений, я ее не просила. Я в эту лягушку не верю, точнее, даже боюсь. Мне нужно ее выбросить? Подруга неверующая, я не могу ей объяснить это. Она иногда интересуется своей лягушкой. Насколько твердым и чистоплотным надо быть в этом отношении? Я-то в это не верю, но в то же время она у меня стоит. Я боюсь самого присутствия таких символов».
– Это очень важный вопрос. Потому что все, что нас окружает, во многом изначально было связано с определенными религиозными не то что символами, но даже идолами. Но мы же, например, ходим в Эрмитаж. Будете в Санкт-Петербурге, придете и увидите там статуи Марса или Венеры. И если смотреть на эти вещи просто как на предметы культуры, то ничего страшного в этом нет. Но если мы начнем к той же статуе Венеры приносить цветы, куда-то опускать монеты, то есть начнем совершать определенные действия, пусть даже не вкладывая в них глубокого смысла, то тут уже возникает соблазн поклонения.
Безусловно, эти символы нейтральны, но ровно до того момента, пока не найдется тот, кто, увидев эти символы у вас, начнет воспринимать их как что-то действенное. Увидит у вас эту лягушку, решит, что таким образом вы хотите воздействовать на свое финансовое благополучие, и начнет поступать так же. Не знаю, каким образом работает этот фетиш. Но тем не менее лучше не смущать никого. Даже если мы знаем, что эти идолы – ничто, они могут смутить людей, еще не утвердившихся в вере. Хорошо бы от этого символа тихонечко избавиться, по крайней мере, не выставлять его на видное место. Лучше вообще убрать его из своей квартиры, потому что мало ли кто придет и его увидит. А подруге можно сказать: «Прости, она потерялась». И аккуратно ее потерять на ближайшей помойке, предварительно расколов, чтобы кто-нибудь не подобрал и не продал эту игрушку на барахолке.
Символ нейтральный, если к нему никак не относиться. Но мы же все знаем, что эта лягушка денежная. И в этом отношении не сама лягушка может повредить, а человеческое отношение к идолам, то культурное воздействие, что они оказывают на душу человека, когда он воспринимает это не только как некий элемент декора, а как что-то действенное. Тогда действительно возникают проблемы.
У нас в храме есть женщина, она занимается изготовлением традиционных русских кукол. Я прошу ее не делать, например, домовых и кукол, которые были связаны с определенным религиозным поклонением, воспринимались как оберег. По крайней мере, если ты это делаешь, то не озвучивай, что это домовой или берегиня, скажи, что это просто элемент русской народной куклы. Если только мы начинаем прилагать свою душу к этому предмету, только начинаем воспринимать его как что-то действенное, тут же начинается сопричастность в той или иной степени ко греху идолослужения. Лучше от такой штуки избавиться. Понятно, что это просто набор керамики или какого-то другого материала. Но страшно то, что кто-то, видя этот символ, попытается его использовать для религиозного поклонения. А с определенной религиозной дикостью, которая, к сожалению, присутствует в нашем обществе, это может быть очень неполезно.
На почве испытания веры у нас много подобного. Я говорю не про фетиши, а про новости, обсуждение всего происходящего. Все это тоже бывает для нас очень неполезно. Или, наоборот, полезно, если мы включаем нашего внутреннего цензора и отсеиваем что-либо входящее в нашу жизнь. Но ведь это такой поток, который для нашей веры становится испытанием.
– Безусловно, современное информационное пространство – это испытание для нашей веры. То, что мы слышим, зачастую может ввергнуть нас в пучину уныния. Мало ли что в жизни происходит. К сожалению, наше информационное пространство бывает полно таких новостей, после которых резко повышается тревожность, да и жить-то уже не особо хочется. В этом отношении это, конечно, испытание, направленное на то, чтобы научиться доверять Богу.
Если человек еще не готов перерабатывать весь этот пласт новостей, то самый простой вариант – смотреть эти новости крайне дозированно или совсем от них отказаться, потому что мы с вами не государственные деятели, которые на основании информационных сводок должны принимать судьбоносные решения. Мы с вами всегда можем помолиться и попросить, чтобы Господь все исправил по Его святой воле так, как нужно. И если вы готовы принять позицию спокойного, смиренного человека, готового вверить все, что происходит, в волю Божию, то это вполне могло бы быть полезным для нашей веры.
Самое серьезное для нашей веры – испытания, связанные в этой жизни с лишениями. Потому что, как правило, человек начинает очень сильно переживать, когда есть прямая угроза для жизни его самого, его родственников или огромного количества воинов, как сейчас, среди них могут быть и наши родные, близкие, знакомые. Сейчас идет специальная военная операция, и очень важно не просто слышать эти новости, а воспринимать их через призму обращения к Богу.
Наше общение с Богом через молитву должно касаться всех сфер нашей жизни, в том числе и информационной. Если мы слышим что-то худое и тяжелое, то всегда должны помолиться. «Господи, людям там плохо, тяжело, помоги, вступись, укрепи». Такая исключительно простая молитва. Мы с моими малыми детьми всегда кладем земной поклон за всех наших воинов и мирных жителей. Вроде бы небольшая молитва, но положил в конце дня поклон за наших воинов и уже обратился к Богу, вверил Ему ту беду, что есть.
Испытание, которое проходит наше Отечество, наши родные, близкие и знакомые, действительно требует подключать к этому молитву ко Господу. Если есть такое подключение, то это испытание нашей веры будет проходить ко благу. А если мы что-то слышим и этого пугаемся, то такое испытание без молитвы соделывает не спасение, а, наоборот, уныние, вплоть до движения к духовной смерти. Тот, кто отчаивается и унывает, теряет возможность в этой жизни держать связь с Богом. А, оторвавшись от источника жизни, начинает гибнуть.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Должно ли испытание веры быть таким, как у праведного Иова? Или это практически невозможно для современного человека?»
– Как мы сказали в начале нашей передачи, вера может быть разной степени и разной силы. Святой праведный Иов действительно прошел все эти три стадии. Он узнал о Боге, принял Его в свое сердце как своего Благодетеля, а потом прилепился к Нему в совершенстве. Процесс совершенствования веры многострадального Иова был как раз таким, что Господь испытал его не только в доброй жизни, в которой Иов не стал беспечным, не перестал молиться Богу и приносил жертву даже за своих детей. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Он научился быть с Богом в достатке, в счастье. И Господь для того, чтобы сделать веру Иова совершенной, допустил ему страдание. Он через это страдание шлифовал свою веру, превращая ее в прекрасный бриллиант. И она начала сиять всеми гранями верности и доверия к Богу, прошла все испытания, даже несмотря на то, что кроме физических и душевных страданий, он еще испытал, как можно сейчас сказать, огромный информационный прессинг, потому что рядом была его жена, просившая его похулить Бога и умереть, друзья, пытавшиеся найти в нем грех и таким образом призвать его к покаянию. Но он видел, что в нем нет греха, о котором они говорят. И при всем этом он свою веру через это испытание довел до совершенства.
Такой путь к совершенству не всем доступен. Господь никогда не дает нашей вере того испытания, которое мы не можем понести. И, кстати, мы просим об этом Бога в молитве «Отче наш»: и не введи нас во искушение. Имеется в виду то искушение, что будет выше наших сил. То искушение, которое мы с Божией помощью преодолеваем, делает нашу веру более сильной и действенной. А то искушение, в котором мы претерпеваем падение, ослабевает нашу веру, и если нет покаяния, то оно может даже ее погубить. Поэтому мы просим Бога, чтобы не дал испытания больше наших сил.
Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «В чем испытывается вера? Являются ли любые искушения испытанием веры?»
– В данном случае надо понимать, что является искушением. Потому что в нашей православной традиции, особенно когда наступает пост, любая досада, недоумение собственный промах или грех могут быть замечательно завуалированы словом «искушение». Выругался человек в пост и говорит: «Не сдержался, бес меня искусил». Осудил кого-то – искушение, съел лишнее по своему сластолюбию – опять искушение. Нет, в данном случае то, что мы называем искушением, не всегда искушение нашей веры, посланное от Бога. Господь всегда дает нам те искушения, что, во-первых, нам по силам, во-вторых, ведущие к нашему внутреннему совершенствованию.
Искушения, которые при их преодолении и исполнении Евангельских заповедей действительно делают человека сильнее и лучше, – это то, что дает Господь. Бог попускает то, что нам полезно. Но бывают искушения, которые мы сами находим себе на голову своим своеволием, сами в них виноваты. Тут уже Бог никак не соучастник тех проблем, что мы сами себе придумали и создали по своему сластолюбию, упрямству или непослушанию.
Бывают искушения, попущенные Богом, а бывают те, которые мы создали для себя сами. Это надо различать. Не всякое искушение спасительно. Не всякое искушение от Бога. Как люди свободные, мы сами можем что-то производить и придумывать себе. На этот счет существует притча. Один монах в келье Великим постом на свечке начал варить яйцо. В это время вошел игумен и увидел его за этим занятием и говорит: «Что ж ты делаешь, брат?» А он отвечает: «Ой, бес меня искушает». А бес из-за угла говорит: «Да я бы до такого даже и не додумался». Поэтому нечего православному христианину все свои несчастья переводить в зависимость от искушений.
В жизни бывают такие моменты, когда мы приходим на Литургию и все как всегда, ничего нового. И Литургия – благодарение Господа – превращается в некий быт, в надоедливое постоянство. И, наверное, в этот момент тоже происходит испытание нашей веры. Но если вовремя не обратить внимание на это, то бывает так, что человеческая вера не выдерживает и даже может умереть. Так ли это?
– Вопрос двоякий. В духовной жизни никогда не бывает так, чтобы человек постоянно находился на духовном подъеме. Бывают моменты, когда охладевает молитва, когда тяжело прочитать даже обычное молитвенное правило. Сухая молитва. Святые отцы говорят, что если в этот момент человек своим произволением все равно ставит себя на молитву, то такая молитва для Бога более ценна, чем та, что благодатно льется из сердца при содействии Божией милости, особенно в первое время, когда человек новоначальный.
Не всегда чувство духовной близости с Богом, Его любви и утешения должно сопутствовать нашим подвигам. Мы должны всегда свою волю, направление духовного усилия обращать туда, где находится Господь. Если мы сами прилагаем усилия, то Господь дает нам успех в этом деле сразу или через несколько дней. А если мы в этот момент махнем рукой, мол, Бог не слышит, начнем плавно превращаться в «профессиональных» православных, которые ходят в храм и делают все по привычке, то наша вера начнет гибнуть и будет наступать смерть души. Это искушение рутиной. Как мы знаем из Священного Писания, Царство Небесное нудится. Замечательное славянское слово. «Нудится» – это то, что нам нужно заставлять себя делать. Царство Небесное действительно нудится. И есть такие моменты, когда нужно себя понуждать. Через это понуждение, труд, преодоление искушений вера становится крепче.
Вопрос от телезрителя Александра из Подмосковья: «К сожалению, очень часто приходится видеть и в реальной жизни, и на наших телевизионных каналах тяжело больных малолетних детей. Это тяжелое испытание нашей веры в Божие милосердие».
– Когда мы видим страдающего рядом с нами человека, тем более если это невинный ребенок, то для нас наступает серьезное испытание, мы начинаем думать, где же милосердие Божие, где Его участие. «Господи, Ты же благ. Почему страдают дети?» В этом отношении можно не получить сразу какого-то прямого ответа. Но важно помнить, что если есть возможность поучаствовать в жизни такого ребенка, то нужно это сделать. Причем не просто перевести на какой-то номер средства. Нет, нужно именно разобраться, в чем люди нуждаются, что им нужно, и, разобравшись в этой ситуации, самому оказать посильную помощь. Даже если кто-то неизлечимо болен, все равно нужно и помолиться за него, и, если есть возможность, сделать какое-то усилие, вплоть до финансового пожертвования. Но это должно быть обязательно от сердца и доведено до конца, иначе возникают определенные злоупотребления.
При нашей Гатчинской епархии есть целая социальная служба «Святоград», где уже порядка тысячи семей получают помощь. Нам даже пришлось написать большой президентский грант для того, чтобы реализовывать этот проект. Этот грант – Антикризисный семейный центр – сейчас реализуется, и мы планируем писать продолжение. Так мы можем адресно помогать людям. Не просто кто-то приходит и говорит, что у него больной ребенок. Нет, мы едем к нему, смотрим, что ему действительно нужно: если коляска – покупаем коляску, если нужны какие-то специальные средства – покупаем их.
Наша вера должна быть живая, действенная. И если мы живем и действуем полностью по нашей вере, доводя все наши благие дела до конца, пройдя все этапы разумно и полноценно, наша вера крепнет. Если кто хочет, чтобы его сердце прилеплялось ко Господу, то самый прямой путь – милосердие. Дела милосердия – самые действенные. Они укрепляют веру. И, наоборот, если человек не оказывает дел милосердия, проходит мимо нуждающихся людей, Господь перестанет слышать и отвечать на его молитвы. Я знаю это опытно, как священник.
Нужно уметь не только переносить собственные скорби, которые, безусловно, при правильном подходе, правильном отношении, при молитве способствуют нашему духовному развитию, но и уметь поддержать в беде нашего ближнего и в делах милосердия раскрыть свой путь к Богу. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Мы это знаем. Не надо бояться испытаний и искушений. Нужно помнить, что Бог не даст испытаний сверх наших сил.
Но их и не надо искать, потому что можно набрать на себя лишнего. У меня на приходе есть замечательная женщина, которая взяла ребенка с особенностями. И хотела взять второго, но муж ей сказал: «Нет, это выше наших сил». Не надо брать на себя искушений больше, чем можем понести. Надо просто принимать те искушения, те события, которые посылает нам Сам Господь для укрепления нашей веры.

Записала: Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Архимандрит Александр (Глоба): Слово Христово не меняется со временем
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Архимандрит Александр (Глоба): Слово Христово не меняется со временем

  
Протоиерей Вадим Буренин: Господь исцеляет по вере вашей
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Вадим Буренин: Господь исцеляет по вере вашей


 

В сюжете: Вера испытания

 

Просмотров: 155
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru