ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Октябрь 2024 (5)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)
Май 2024 (15)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 17-09-2024, 15:26

Источник информации

О счастье земном и благе Небесном. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Беседа с протоиереем Александром Ежовым 



















Нашу тему можно обсуждать бесконечно, – она касается всех людей: верующих и неверующих, старых и молодых. Не знаю человека, который не хотел бы обладать земным счастьем. С другой стороны, и неверующие размышляют на тему Небесного блага. Но, наверное, мы противопоставляем эти два понятия и считаем, что если стремишься к земному счастью, то забудь о благодати Небесной. Так ли это?
– Разные философские течения пытались найти ответ на вопрос: «Что такое счастье?» Стремление быть счастливым заложено при создании человека. Господь наделил его Своим образом. А достижение подобия – наше предназначение в этой жизни. По учению Православной Церкви – это значит обожиться.
На протяжении всей истории человек пытается стать счастливым независимо ни от времени, ни от цивилизации, ни от общества, в котором он живет. И загвоздка в данном вопросе именно в том, как он понимает счастье. Многие философы пытались объяснить само понятие «счастье».
У многих священников, даже святых отцов есть размышления, когда земное счастье прямо противопоставляется пониманию блаженства, для которого человек предназначен, – блаженства в Царстве Небесном. Мне хочется все-таки рассмотреть земное счастье не как антоним слова «блаженство», а как его синоним. Если рассматривать счастье как получение радости от земных удовольствий, то это прямо противоположное понятие. То, чему учит Евангелие, о чем говорит Господь, показывая нам предназначение человека, это обретение Царства Небесного. Соответственно, в Царстве Небесном могут быть только блаженные. Отсюда и заповеди блаженств. Блаженство – состояние, в котором человек способен пребывать в вечности в Царстве Небесном. В другом состоянии он не имеет способности на это, потому что для него это будет невыносимо.
Когда мы говорим о земном счастье, то сначала надо понять, что мы подразумеваем под этим. Вот пытаются для себя обозначить многие люди результат: буду счастливым, когда стану максимально богатым и много чего смогу позволить себе; буду иметь власть… И так далее. Такое счастье обманчиво. Человек никогда не будет счастлив, пытаясь стать счастливым посредством получения земных радостей и удовольствий. Ведь когда он голоден, ему кажется: вот поест хоть черный хлеб с водой, насытится и будет счастлив. Но как только получает желаемое, насыщает свою плоть, счастье мгновенно улетучивается. Получается, это мнимое счастье. Человек захочет уже не просто хлеба с водой, а сначала мяса и щей, потом пирожных, потом какого-то экзотического вкуса, и так до бесконечности, пока не зайдет в тупик, потому что насыщения никогда не будет. А радость и удовольствие, что были, когда он был голоден и вкусил черного хлеба с водой, будет вспоминать и говорить, что ничего вкуснее не ел. При этом это все равно не будет тем счастьем, которое дано человеку именно как смысл жизни. И в этом проблема современного человеческого общества, общества потребителей, которые видят счастьем земные блага и земное благополучие.
При этом Господь не учит нас отказываться от всего. Хотя в некоторых местах святоотеческого учения мы встречаем: только отказавшись от земного, мы обретем Небесное блаженство. При этом в самом Евангелии Господь говорит немножко о другом: о выборе человека в принципиальном отношении, что для него главное, является смыслом жизни. И в отношении того же богатства мы вспоминаем Евангельскую притчу о богаче, который получил богатый урожай и построил новые житницы. Он хотел вечно блаженствовать и быть счастливым, но что услышал в ответ? Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
В другом месте в Евангелии Господь говорит о сокровищах. Собирайте сокровища не там, где их могут украсть или они могут пропасть. Собирайте те сокровища, которые будут нетленны. Сокровища в вашем сердце. С чем придете на суд Божий? «В чем застану, в том и сужу».
В то же время Небесное благо возможно не только в будущем. Это состояние каждый может обрести здесь и сейчас, и оно тоже может стать земным счастьем. Счастье – результат взаимной любви. Если мы, христиане, говорим, что Бог есть абсолютная любовь, то любовь к Богу делает человека по-настоящему счастливым. И все святые отцы единомысленно согласны в том, что все земное ничто по сравнению с тем, что получает он от любви к Богу.
Приготовлением к получению этого блаженства может стать земная любовь. Ведь не случайно апостол Иоанн Богослов говорит такие удивительные и мудрые слова: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Не случайно и в заповедях Господь прямым текстом указывает на это, говоря, что есть две главные заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. То есть здесь и сейчас, на земле, научившись по-настоящему любить ближних, мы можем стать счастливыми. И счастье – это результат взаимной любви. Поэтому здесь нужно сделать акцент в понятиях, что такое земное счастье и что такое благо Небесное.
Приведу два примера, для меня искусительных. Я не раз бывал в интернате для ментально больных людей. Там есть те, кто ходит на богослужения в церковь при интернате и осознают это, а есть такие, кто вообще не понимает, что происходит. Но при этом их причащает священник. Но думают ли они о том, что такое счастье?
И еще я вспоминаю юродивых Христа ради. Иногда мы встречаем людей, не совсем способных осознать себя в Боге и живущих без понимания того, Кто Такой Бог и зачем Он нужен. Они ищут обычного счастья. Можем ли мы как-то рассказать и объяснить этим людям необходимость понимания Небесного блаженства?
– По поводу первого вопроса. Может ли грудной ребенок понимать, что вы говорите ему о Боге или о благах Небесных? Или ребенок до сознательного возраста, пока не начнет мыслить и размышлять. Нет. Но может ли ребенок быть счастлив? Он не думает об этом, но чувствует, что такое быть счастливым. Он чувствует счастье, когда ощущает направленную к нему любовь со стороны родителей, общества, окружения. И, естественно, в своей непосредственности и чистоте, отвечая на эту любовь взаимностью, он счастлив. Ребенок, встретивший негатив, зло, ненависть, нелюбовь, озлобляется, кусается и огрызается, как маленький волчонок, но все равно жаждет этой любви, интуитивно ищет ее.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Церковь учит тому, что человек в земной жизни должен постоянно страдать. Какой смысл был Богу создавать человека в материальном виде? Чтобы он всю жизнь страдал и только потом приобрел блаженство?»
– Я как раз сказал, что человек может быть счастлив здесь и сейчас. Церковь не учит тому, что он должен обязательно страдать. Церковь учит, что через страдания мы лучше узнаем и научаемся любить, сострадать, проявлять милосердие. Сам испытав боль, он может научиться проявлять милосердие и сострадать тому, кто испытывает боль. Но это совсем не значит, что человек должен обязательно страдать. Если вы можете явить любовь и милосердие не страдая, то кто же вам мешает? И при чем здесь Церковь? Церковь так не учит. Церковь учит в любой ситуации оставаться человеком и являть свою любовь, даже в страданиях и когда к вам направлено зло.
Еще хочу задать один вопрос о поисках счастья и потере блага Небесного. Я имею в виду Адама и Еву. То самое грехопадение и семя тли, которое заразило всех нас, и теперь мы смертны. Скажите, пожалуйста, если мы размышляем об Адаме и Еве, а дальше о Каине, Сифе и прочем, то как здесь строится размышление о счастье, его поиске и потере, о потере и приобретении блага Небесного?
– Хочется ответить вопросом на вопрос. А были ли Адам и Ева в раю счастливы? Я думаю, да, ведь они находились именно в той благости Божией, в том Божественном присутствии, когда испытывали постоянное присутствие любящего Бога и сами являли свою любовь. В данном случае потеря рая и вхождение греха в жизнь и природу человека стали следствием его неправильного выбора, его ослушания Богу, нарушения заповеди. Той заповеди, что была дана, с одной стороны, как возможность для нравственного совершенствования через послушание, с другой стороны, как ограждение от тех знаний, которые человек еще не был готов воспринять. И запрет не был постоянным. На тот момент бытия человека в Эдеме ему было разрешено вкушать плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла. Более того, Адам был предупрежден, что в тот час, когда вкусит, смертью умрет. И через нарушение заповеди Божией в природу человека вошел первородный грех, тем самым сделав ее, до этого способную к бессмертию, смертной. Тление, болезни и смерть вошли в его жизнь.
Соответственно, изгнание из рая – это следствие грехопадения и невозможность поврежденной природы находиться в тех условиях, что были даны первозданному Адаму. Но Господь по Своей любви не оставляет человека, а совершает дело спасения, дает ему возможность через осознание, покаяние и принятие Его искупительной жертвы вернуть себе возможность блаженства в Царстве Небесном. И вся история человечества от Адама и Евы до нас – тому свидетельство и примером.
Когда моя дочь первый раз исповедовалась, она заплакала от счастья. То есть это пример того, что такая Исповедь реально очищает. Но ведь мы исповедуемся только в тех грехах, которые видим в себе. А что делать с теми грехами, которые мы не видим? Ведь невидимые грехи делают нас счастливыми по незнанию, а поиск этих грехов, наоборот, заставлет нас страдать.
– Что такое грех для человека с точки зрения святоотеческого учения? Болезнь. Приведу аналогию с физической болезнью, потому что и телесная болезнь, и смерть есть следствие греха. Когда человек болен, он ощущает, что что-то не так. Если боль явная, то сразу идет ко врачу. Когда болит зуб, мы бежим к зубному, чтобы тот определил лечение. А когда мы до конца не понимаем, что болит, но чувствуем боль, то тут может быть двоякая ситуация. Или человек привыкает к этому состоянию и начинает считать его нормой и тогда не пойдет к врачу и не будет лечиться. Или до него доходит, что это болезнь и можно от нее избавиться, получить облегчение, тогда он ищет врача, пытается понять причину. И тогда действительно много шансов вылечиться.
Согласен. И к священнику мы иногда приходим со своими грехами, но не можем их объяснить, не понимаем их. Человек в 7 лет страдает одним, а в 57 лет другим. Но ведь бывает так, что и в 57 лет чувствуешь себя семилетним по причине того, что просто не понимаешь, в чем и как исповедоваться. Я имею в виду не формулу произнесения грехов, а именно их осознание, видение. И получается, что этим мы гоним от себя счастье? Как найти счастливое состояние безгрешности?
– Любой имеет опыт познания самого себя. И семилетний ребенок, и взрослый имеют опыт анализа самого себя, своих чувств и ощущений. Как сказал великий русский поэт, опыт – сын ошибок трудных. Опыт позволяет делать определенные выводы. И если человек не хочет вылечиться, ему никто не поможет. А если он приходит к врачу, который не может поставить диагноз, то желающий себе спасения ищет другого врача, который сможет помочь. И очень часто это не зависит от возраста или опыта врачей. Бывает так, что через врача, через священнослужителя Господь помогает. И глубокий и опытный старец может помочь и направить, и чаще всего врач с хорошим образованием и большим опытом быстрее поставит правильный диагноз и поможет. Но бывает и так, что молодой священник или молодой врач, только вышедший из аспирантуры, увидит и поможет, даст правильный совет. А если он еще будет использовать современные технологии, то, может быть, определит даже больше.
Одна моя знакомая сказала, что боится вечности, потому что непонятно, что такое вечное пребывание в Боге.
– Я думаю, ей правильно становится страшно, потому что неизвестность вечности действительно пугает. Но именно в этом и заключается наше христианское понимание принятия Бога как абсолютной любви, и пребывание в этой любви делает для нас теоретически возможным понять и принять вечность в любви.
Когда мы говорим о Царстве Небесном, мы должны размышлять не о месте его во Вселенной с каким-то материальным его окружением, независимо от того, какими фантастическими красками нарисовала его наша фантазия, а в первую очередь об обществе людей в этой вечности и о взаимоотношениях между этими людьми.
Царство Небесное – это именно общество, где Господь наш – и Царь, и Бог. Взаимоотношения между людьми в этом обществе основаны на настоящей любви, подобной той, которую являет нам Господь. Именно поэтому даже теоретически вечность не так страшна, и это то, что дает нам упование и надежду. Более того, осмысление этой вечности.
А что касается земной жизни, то она есть приготовление к жизни вечной. Чем мы наполним свой сундучок – наше сердце, с тем и войдем в Царство Небесное. И часто очень страшно становится именно из-за того, что мы не ощущаем наполненности этого сундучка, не видим в нем ничего доброго. Наверное, это хорошо, потому что это заставляет нас задуматься, поэтому первый шаг к возможности все это понять и осмыслить называется покаянием.
Первым человеком, который вошел за Христом в рай, был благоразумный разбойник, проведший греховную жизнь… Но, осознав свои грехи и исповедав их перед Богом, не потеряв надежды пусть не на прощение, но хотя бы на то, что о нем вспомнят, он получает прощение, потому что Бог в этом случае, как и во всех других, являет Себя любящим Отцом.
Счастье в нашей жизни, в нашем обществе – это любовь друг к другу: любовь в семье между супругами, любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между друзьями, ведь дружба – это тоже любовь. И любовь, которая есть в нашем обществе уже здесь и сейчас, готовит нас к возможности обрести Царство Небесное.
И, если мы говорим о радостях этой жизни, нет ведь ничего плохого в том, что мы испытываем радость, например, от вкусной еды, от того, что в холодную погоду можем надеть удобную и теплую одежду. Земные радости ведь тоже существуют, правда? И как нам превратить земные радости в блаженство Небесное?
– Нам нужно научиться принимать земные радости с благодарностью Богу и пониманием, что они не являются смыслом жизни, что они – лишь средство обретения главной радости – радости от любви.
Нет ничего плохого в том, чтобы вкусно поесть, а еще лучше – поделиться вкусной едой с тем, кто голоден. Нет ничего плохого в том, чтобы получить радость от созерцания красивой природы, и нам нужно научиться не засорять ее, и это тоже будет проявлением любви. И нет ничего предосудительного в браке, в земной любви. Более того, Церковь и Христос в Евангелии благословляют брак и радость супружества, и через это Господь учит нас любить по-настоящему.
Мы помним первое чудо Христа – претворение воды в вино на брачном пире в Кане Галилейской.
– Вспомним слова псалмопевца Давида: и вино веселит сердце человека. Христос в Евангелии не раз говорит о радости, которую может дать хмельной напиток, но в то же время апостол Павел в одном из своих посланий пишет: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство.
Пожалуй, это касается и других земных радостей. Если они в меру, то могут научить нас ценить Бога, Его любовь, милосердие и заботу о нас. Но когда мы упиваемся земными радостями и удовольствиями, забывая о главном – о Боге, о христианском понимании счастья, синонимом которого является слово «блаженство», то мы выбираем не главное – блаженство вечности, а мнимое земное счастье, которое может привести нас к погибели.
У меня есть друг, священник. Он всегда в хорошем настроении, все у него хорошо, просто замечательно. Я думаю, что, вероятно, его благословил Господь, раз он все время пребывает в такой радости. Может быть, он и испытывает какие-то проблемы, но никогда этого не показывает. Но, наверное, есть люди, которые не очень способны увидеть благо Небесное, потому что они все время угрюмые и унылые. Или у них просто такой духовный путь. Скажите, пожалуйста, прав ли я?
– Хотят они или не хотят его увидеть, выбор все равно остается за человеком. Можно смотреть на лужу и видеть в ней только грязную, мутную воду, а можно увидеть отражение неба. Все зависит от нашего восприятия, от нашего отношения ко всему. Апостол Павел не зря говорит нам: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Записали:Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Священник Олег Герасимов: Каким не бывает христианство?
Беседы с батюшкой

Священник Олег Герасимов: Каким не бывает христианство?

 
Игумен Филарет (Пряшников): Может ли Россия без Православия?
Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Может ли Россия без Православия?


 

В сюжете: Царство Небесное счастье блаженство

 

Просмотров: 73
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru