Сегодня часто приходится слышать сетования о том, что люди разучились дружить. Не берусь исследовать реальность ситуации и причины ее, но хочу поразмыслить: может ли христианство научить дружить? Я вовсе не умаляю роль других вероучений, но для того чтобы говорить об этом объективно, нужны знания побольше моих и знакомство с иным религиозным опытом. Вряд ли меня кто-то укорит за однобокость, ведь в данном случае мне, крещенной во имя Христа, важнее разобраться именно со своим мировоззрением и понять, смогу ли я найти в своей вере опору для того, чтобы понять, что такое дружба и как стать по-настоящему хорошим другом для своих близких.
Тайна и труд
Что нам известно о дружбе из Евангелия? Высоту дружеских взаимоотношений обозначил Сам Христос, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан. 15:13–14). Итак, дружба основана на любви, преданности, терпении и жертвенности.
Любовь — это всегда некая тайна. С одной стороны, от нас абсолютно не зависит первоначальное возникновение взаимного расположения, стремления. И совершенно непонятно, почему иногда человек чуть ли не с первой встречи ощущается как родной и близкий, будто знаешь его всю жизнь. С другой стороны, возникшее взаимное притяжение между будущими друзьями становится именно любовью и собственно дружбой только тогда, когда люди лучше узнают друг друга, по-настоящему сближаются, когда они занимают определенное место в жизни друг друга.
Но как это достигается? С точки зрения христианства любовь, в том числе дружеская, это не только радость и наслаждение, но и взаимный труд, который эту любовь поддерживает, постоянно оживляет, умножая радость. А труд этот как раз и состоит в терпении, преданности и жертвенности. Почему так?
Не нужно быть экспертом в области психологии и антропологии, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно обратиться к обыкновенному житейскому опыту. Совершенно понятно, что нет на земле абсолютно одинаковых людей. Какими бы родными мы друг другу ни были, всегда найдутся какие-то отличия во взглядах, в привычках, у каждого из нас свои особенности характера, и не всегда эти особенности легки для окружающих. Поэтому человеческие отношения предполагают необходимость привыкать друг к другу, подстраиваться, порой даже сдерживать раздражение, которое может возникнуть из-за этих самых отличий, а порой и преодолевать разногласия, прощать нанесенные обиды, словом — терпеть.
Это происходит даже между самыми дорогими друг другу людьми. Потому что всякий человек несовершенен, все мы можем совершить ошибки по отношению к тем, кого любим. Кстати, именно потому что любим, подчас теряем бдительность и думаем, что, любя, уже не можем обидеть друга, что он поймет и неуместную шутку, и внезапную грубость из-за плохого настроения, и невнимание. Но также именно потому что любим — терпим и жертвуем своими силами, временем, средствами, своей самостью. Ведь в конечном счете присутствие этого человека в жизни оказывается гораздо важнее, чем покой или собственная правота. И мы терпим и жертвуем не потому, что так надо, или нас так научили в детстве, или нам так выгодно, а потому что по-другому просто не можем.
В Евангелии, конечно, нет никаких четких указаний на то, как нужно строить отношения со своими друзьями, но когда человек читает Священное Писание и старается реализовать прочитанное в своей жизни, то он интуитивно чувствует, как надо поступать в той или иной ситуации. Хотя, конечно, от ошибок никто не застрахован, поэтому снова и снова приходится трудиться, чтобы не потерять дружбу.
Не пожалеть жизни
Зачем же нужны такие отношения, которые постоянно заставляют тебя терпеть и жертвовать, постоянно держат в напряжении? Ответ на этот вопрос как раз и дает
христианство. После Бога нет ничего на свете дороже человека. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — призывает нас Писание сначала Ветхого, а потом и Нового заветов. Настолько высоко должны мы ценить всякого — «как себя», и относиться должны к нему так, как отнеслись бы к себе, и не «в общем», а в каждой конкретной ситуации, каждый день.
Это на самом деле очень и очень непросто, и насколько непросто, знают все, кто хоть раз пытался эту заповедь честно исполнить. С друзьями вроде бы проще, ведь нам помогает любовь к ним, но и сложнее: чем люди ближе, тем сильнее они чувствуют острые углы друг друга, тем сильнее друг друга ранят. Возможно, именно эта уязвимость по отношению к другому человеку и становится одной из причин того, что некоторые не желают ни с кем дружить. Проводить вместе время в общей компании или на почве общих интересов, вместе отдыхать в выходные или даже в отпуске, но при этом не пускать никого в свое внутренне пространство намного удобнее и безопаснее. Но если ты христианин, если ты хочешь стать хоть немного похожим на своего Божественного Учителя и быть достойным Его, дошедшего за каждого из нас до Креста, то это не твой путь. Положить душу за друзей — это не пожалеть жизни не только ЗА них, но и ДЛЯ них. И пусть будет порой тяжело и больно, но иначе не научишься любви. А если не научишься любви к ближнему, не научишься любви к Богу, об этом нам прямо говорит Священное Писание: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4: 20) Это цитата из Первого послания апостола Иоанна Богослова, которого еще называют апостолом любви, потому что он как никто другой наставлял людей в новой заповеди, которую дал Христос, пришедший на землю для Крестной жертвы: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13: 34–35). Учиться этому надо всю жизнь, и кто, как не друзья, помогут нам в этом? На то ведь они и друзья.
Инна Стромилова
eparhia-saratov.ru