Диакон Павел Сержантов | 01 августа 2015 г.
Все мы желаем спасения себе и окружающим нас людям. Родным, близким, просто знакомым. Отсюда вырастает колоссальный вечный вопрос: как этого достичь?
Православный человек так или иначе над этим задумывается.
Многие слышали и с удовольствием повторяют известную фразу, которая дошла до нас как просьба-заповедь от преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».
Целая тысяча душ спасется! То есть поразительное множество людей. Тысяча в церковной традиции, да и в народной тоже, указывает на великое множество, на полноту. Вспомните хотя бы обыденные домашние сетования: «Я тысячу раз просил тебя не трогать мои вещи!»
Мирный дух такое влияние оказывает на многих и многих людей, что они под его влиянием находят дорогу спасения, они встречают Христа Спасителя.
* * *
В процитированной короткой фразе явственно звучит интонация преподобного Серафима. Он происходил из купеческого сословия, отсюда и характерное словцо «стяжи», «приобрети». Купеческое дело состоит в стяжании вещественных благ. Монашеское дело (и вообще христианское) состоит в стяжании духовных благ.
И там и там под «стяжанием» подразумевается какое-никакое «обладание». То есть некий продолжительный опыт. Не «дали подержать и сразу же попросили вернуть», а «получил насовсем».
Можно ли получить насовсем какие-либо вещественные блага? В строгом смысле: нет. Рассказывают, что Александр Македонский завещал похоронить себя с простертыми пустыми ладонями. Чтобы все могли видеть: самый богатейший великий царь не унес ничего с собой в могилу. Преемники Александра Македонского не сумели сохранить его завоеваний, «стяжаний» в целости.
Собственник вещественных благ обладает ими, пока он умеет их сохранить, и, конечно, пока он жив. Аналогично обстоит дело и с духовными благами. Пока мы духовно живы, пока мы «храним себя», «храним дух», до тех пор мы обладаем невещественными сокровищами. Когда же мы тяжко грешим и духовно умираем, то мы теряем духовные блага.
«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. От того, как распорядятся своей свободой люди, напрямую зависит их духовное «достояние».
Итак, «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе». Не раз от раза, не на короткую минуту, а особое полновременное мирное устроение человека. Как это понимать?
* * *
В храме мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших. Мир и спасение напрямую связаны между собой. Если хотите, слова преподобного Серафима являются пересказом этого церковного прошения из хорошо знакомой нам великой ектеньи.
О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»
Небесный мир, по сути тождественный благодати Божьей. Как человеку прийти к получению этого духовного дара?
Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.
Православные подвижники немало писали про победу в борьбе со страстями. И победа прорисовывается именно как удивительный внутренний покой, мир, умиротворение помыслов, безмолвие помыслов.
Это испытали люди высокой духовной жизни. К одному из них пришли несколько начинающих монахов. Все они задавали духовные вопросы. Лишь один молчал.
– Почему ты не спрашиваешь ничего?
– Мне достаточно просто смотреть на тебя, отче.
Люди пришли к подвижнику, чтобы лучше узнать путь спасения и получить поддержку на обозначенном пути. Одни поучались благодатным словом безмолвника, другие – самой печатью безмолвия, сиянием во всем облике безмолвника того самого свышнего мира.
До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы со страстью гнева, тщеславия и прочими страстями – близко.