Мало кто сегодня уже отрицает, что Вселенная сотворена (для других — возникла) из ничего. Писание нам открыло, что наш прекрасный мир после грехопадения сильно изменился. Но такое состояние его не вечно, он будет преобразован в состояние иное. И времени тогда уже не станет, оно таинственным образом погрузится в вечность. И совершится тайна Божия о мире, вселенной и человеке. И откроются тогда мысли, намерения и дела каждого. И окончательно будет отделено добро от зла.
Но что происходит сегодня на земле, на этой планете людей? Почему одна цивилизация пытается пожрать другую? И почему люди ненавидят друг друга? Ведь цель у нас общая. Как сказал Экзюпери: «Уносимые одной планетой, мы — команда одного корабля». Человечество как живое дерево. Все мы таинственным образом связаны между собой. Много отдельных личностей, но естество человеческое едино. Много веточек, но дерево одно.
И при единстве естества, — все люди такие разные, такие особенные и неповторимые. Каждый смотрит на мир по-своему, имеет свою точку зрения, свое мировоззрение. Мы идем разными дорогами. Но идем к одной конечной цели, к той цели, которую называют счастьем. И счастье обретается при нахождении верного пути.
Путь знания, путь жизни ведет нас утренней звездой к теплым лучам тихого рассвета. Где отступает сумрак и открываются новые горизонты того обширного круга, по радиусам которого мы стремимся к единому Солнцу. И пробужденное сознание озаряется удивительным Светом. И необыкновенная радость наполняет наши сердца.
Однажды один совершенный муж, чье сердце было озарено умным Светом, сказал: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1, 19). Удивительные слова апостола, обращенные к христианам.
А как же атеисты, эти «нечестивые», которые, как объясняется в книге «Лествица», — разумные и смертные создания, произвольно удаляющиеся от жизни, и о Творце своем помышляющие, как о несуществующем? Будут ли они спасены?
Им, как и христианам, дана надежда. Надежда и свобода выбора. В той же Лествице, именуемой Скрижали Духовные, преподобный Иоанн пишет: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» (Рим.2, 11)».
Много споров сейчас о том, кто же спасется. После Страшного Суда праведников ждет вечное блаженство, грешников — вечные мучения. Очень не полезно христианину обсуждать тех, кто не спасется. Гордым ли людям судить об этом? Без любви к ближнему невозможно разобраться в этих вопросах. В своей книге про преподобного Исаака Сирина митрополит Иларион (Алфеев) очень точно сказал, что — грех и смерть, согласно Исааку, будут упразднены Богом, хотя «конец геенны» остается тайной, выходящей как за пределы человеческого разума, так и за рамки догматического учения Церкви.
Нам же хорошо проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2, 2-4).
Златоуст, объясняя эти слова, говорит: «Подражай Богу. Если он хочет, чтобы все люди спаслись, то, очевидно, что обо всех нужно и молиться; если Он пожелал, чтобы все спаслись, то и ты пожелай того же… А если надобно молиться об язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения, — по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу».