Я понял это на Афоне. В одном из тамошних монастырей, Дионисиате, посетителей в приемной встречал один старенький иеромонах. Один раз в монастырь приехала группа паломников, среди которых был отец с сыновьями. Я видел их. Мальчики были очень живые, подвижные и говорили своему отцу: «Не-ет, мы не хотим сейчас слушать проповедь!» – «Но этот батюшка очень хороший! Пойдемте послушаем, что он нам скажет!» – уговаривал их отец.
А этот пожилой иеромонах был аскетом. Я бывал у него в келье – он редко вкушал пищу и был очень строг по отношению к себе (и к другим – но лишь настолько, насколько им это было нужно). И вот когда началась беседа (как мы думали – на духовные темы), он вдруг принялся обсуждать последние результаты наших футбольных команд! Представляете? В приемной афонского монастыря!
– Как думаете, ребята, – спрашивал он, – выиграем мы кубок в этом году?
Я слушал это и думал: «Господи Боже мой! Пресвятая Богородица! Люди приехали за духовным советом, укрепиться в вере, а он…!»
Наконец, посетители спросили старца:
– Отче, может быть, вы скажете нам что-нибудь духовное?
– М-м-м… Когда эти мальчики были последний раз на футбольном матче?
Тут ребята повернулись к своему отцу и сказали:
– Папа, этот дедушка очень добрый! Он не говорит всё время проповеди, как остальные! Какой он хороший!
А затем младший мальчик спросил иеромонаха:
– Батюшка, а вы исповедуете?
Старец ответил:
– Да, исповедаю. Ты хочешь поисповедаться? У тебя есть грехи?
– Да, и я хочу рассказать о них.
Почему этот мальчик захотел поисповедаться у этого монаха, который говорил о вещах, совсем не связанных с верой в Бога? Действительно, о Боге он не говорил. Но когда он – в монашеском одеянии, с бородой – беседовал с посетителями, улыбаясь доброй улыбкой и шутя, всем было хорошо. Это и привлекает людей. При этом старец не смеялся, он просто улыбался.
А вы часто улыбаетесь дома? Часто дети видят вас радостными, довольными жизнью? Или вы постоянно пребываете в меланхолии и депрессии без всякой на то причины?
Вот, мы просыпаемся утром и сразу видим всё в трагическом свете. Ребенок смотрит на нас, а мы говорим ему: «Ох, что ж за жизнь такая… Давай, вставай, мой милый, – опять пора в школу». Это всё равно, что сказать ребенку: «Пришло время и тебе узнать, как нелегко жить на этом свете! Будешь теперь страдать, как я!» И тогда, вполне естественно, ребенок начинает думать: «Куда меня хотят затащить, что это за жизнь?»
Мы христиане. Но вот что интересно: мы называем себя чадами Божиими, а радости у нас нет. Нет даже той мнимой радости, какой радуются неверующие люди.
Когда же мы научимся радоваться? Когда? После смерти? Эта небесная радость должна появиться в нашей жизни еще здесь, на земле – в общении с нашими близкими и родными, и укрепить нашу любовь друг к другу.
Я уверен, что у супругов-христиан такая радость обязательно должна быть. Нужно смотреть вперед смело, с оптимизмом, и верить, что всё будет хорошо по воле Божией.
Например, одного человека уволили, а он пошел в магазин и накупил там вкусного мяса, овощей, напитков и спокойно отправился домой. Почему он так сделал? Он сказал себе: «Нет, я не хочу унывать и не хочу, чтобы мое плохое настроение передалось семье! Не хочу, чтобы и моим домашним было плохо!» И, придя домой, этот человек говорит жене:
– Позови детей за стол, мы отлично поужинаем, посидим все вместе за столом! Я принес много вкусной еды.
– Дорогой, тебя что, повысили?
– Нет, меня уволили.
– И ты хочешь отпраздновать свое увольнение?
– Да, потому что всё будет хорошо! Мы верим в Бога, и доказательство тому – наша надежда.
Прекрасно, когда у тебя такая семья! И дети видят, что родители не унывают, и говорят: «Господи, посмотри, какие мама с папой молодцы! Они верят – и они сильны!» А если в семье царит отчаяние, с чего ребенок станет христианином? С чего он станет церковным человеком? Как сказал мне один мальчик:
– Я не хочу быть как мои родители, церковные. Что хорошего я видел в их жизни, чего бы и мне захотелось? Что такого у них есть? Скажите, отче. Что? Негодование, ворчание, капризы, всё им не нравится, всё у них ужасно.
Я считаю, это очень важно. И следует вовремя замечать такое в своей жизни.
Улыбайтесь! Любите друг друга! И не забывайте показывать свою любовь.
Помните, я рассказывал вам про женщину, которая постоянно ходила на службы, а дома у нее с супругом чуть ли не до драк доходило? Она никак не желала понять, что с мужем нужно помириться, постараться заново расположить его к себе… И вот однажды, вместо того, чтобы исправлять свои ошибки, она пришла ко мне и сказала:
– Отче, я нашла чудесные духовные книги! Я и вам их принесу! Например, «Подвижнические слова» аввы Исаии…
Я посмотрел на нее. Она тоже внимательно на меня смотрела, ожидая моей реакции. Я сказал ей:
– Послушай. Вот ты читаешь сейчас поучения аввы Исаии, а про слова «Исаие ликуй» забыла (начало тропаря, поющегося во время венчания. – Прим. перевод.)? Ведь ты разрушаешь свою семью! Неужели ты не понимаешь, что ничем хорошим это не кончится? Твой дом рушится. Ты говоришь мне о духовных вещах, которые на пятом этаже, в то время как сама и на первый-то не поднялась! Где ты живешь? И разве то, что я советую тебе, – не духовно? «Нет», – хочешь сказать. Правильно. Стоит мне только наступить на твой эгоизм, ты сразу перестаешь слушать и начинаешь спорить: «Буду делать, что хочу! Буду жить духовной жизнью – но такой, какой мне хочется!»
И вот через некоторое время эта женщина снова приходит ко мне и высказывает еще более «духовную» мысль:
– Я думаю, что мне нужно развестись и начать подвизаться!
Я ответил ей:
– Конечно! У нас и поговорка такая есть: «Кто тесто месить не хочет, десять дней муку через сито просеивает».
То есть эта женщина не хотела начать борьбу со своим «я», чтобы сохранить семью, и постоянно находила отговорки. Но нужно помнить, что, убегая от трудностей, мы продолжаем сталкиваться с ними снова и снова.
Например, человеку кажется, что развод – это оптимальное решение его проблем. Но после развода эти проблемы никуда не деваются, они по-прежнему с ним. Вот почему легкому человеку всегда и везде легко, а тому, у кого трудный, капризный характер – и дальше будет трудно. Как можно, не изменив свой характер, быть уверенным в том, что жизнь изменится к лучшему?
Хочешь изменить свою жизнь? Начни борьбу с собой, не выходя из дома, не покидая того места, где ты находишься. Проблема не решается бегством от нее.
Нужно сесть и поговорить с человеком, но не как на поле боя или в суде, не выясняя, кто прав, кто виноват, а имея перед собой только одну цель: воссоединить семью.
Когда ссорились мои родители, они постоянно выясняли, кто прав. Но разве для того, чтобы сохранить брак, важно, кто из супругов прав, кто виноват? Важно спасти семью.
Ну хорошо, ты имеешь право на то или на это. Ну и что дальше ты будешь делать с этим своим правом? Главное сейчас – сохранить брак. Это важно. И сделать это можно с помощью простых вещей – улыбки, подарка, совместного увлечения, вкусного ужина, молитвы. Ведь твой супруг не любит, к примеру, бамию (овощная культура. – Прим. ред.), а ты постоянно ее готовишь! Он говорит: «Не хочу на ужин бамию!», а ты опять приготовила именно ее. О чём это говорит?
Дело, разумеется, не в бамии, а в том, что ты не желаешь понять, чего он хочет. У человека есть какие-то пожелания. Что-то ему не нравится, а нравится другое. Но ты его не чувствуешь. Спасти отношения помогают и цветы, и добрые слова – говорите их любимому человеку, и говорите всегда, а не только в начале семейной жизни.
Ты часто обращаешься к любимому человеку со словами «любовь моя»? Один муж сказал своей жене на этот счет:
– Зачем так говорить, что за глупости? Мы не дети!
Да нет, мы – дети. Потому что, когда начинаем ругаться из-за мелочей, а потом говорить «она сказала мне то, а я ей это», – разве это не ребячество? В глубине души ты – ребенок, но забываешь об этом. Поэтому сегодня, пока вы оба живы, вы вместе и есть такая возможность, говорите друг другу ласковые слова. Потому что ваш земной брак не будет длиться вечно. Он заключен в земной жизни, а земная жизнь имеет конец.
Сколько лет вы женаты? Ну, допустим, проживете еще столько же – всё равно время летит быстро. Человек сначала один, затем создает семью, и вот вас уже двое. Появляются дети – вас уже трое, четверо, пятеро… Но дети со временем начинают жить самостоятельно, и семья снова уменьшается, а под конец родители опять остаются вдвоем. Затем один умирает, после уходит второй, и вот уже никого не осталось.
И на закате дней, в конце жизни, человек начинает задаваться вопросами: «Что я успел сделать в этой жизни? Чего достиг за прожитые годы? Мы жили с моим супругом или супругой вместе столько лет, но любили ли мы друг друга? Узнали ли друг друга? Поняли ли, что прожили вместе жизнь не просто так?» Лучше задаться этими вопросами сейчас, пока мы живы, потому что время ограничено, помните об этом! Придет час, когда вы подумаете: «Ах, если бы ты был сейчас рядом со мной, сколько прекрасных слов я бы сказала тебе!» А что можно сказать мертвецу?
У одной старушки умер муж. Обоим было по восемьдесят лет. Я был на похоронах. Эта старушка оплакивала своего мужа, называя его трогательными, нежными словами: «Кипарис мой», «красавец мой», «любовь моя», «господин мой». Все в храме были очень растроганы и плакали. Я не знал, как эти пожилые супруги жили. А через несколько дней одна женщина пришла к старушке-вдове и сказала ей:
– Ты потрясла нас в церкви! Мы все плакали. Но меня удивляет вот что: когда твой муж был жив, ты никогда не говорила ему таких слов и постоянно его изводила. А на похоронах ты была совсем другой. Мы плакали.
Оказывается, пока покойный был жив, он доброго слова не слышал от своей супруги.
Давайте любить друг друга сейчас, пока мы живы, пока вместе.
Говорите вашей половинке ласковые слова. Ведь многие, лишившись своих супругов, страшно жалеют, что при жизни те видели от них так мало хорошего. И, приходя на могилу, эти люди говорят слова, которые их супруги никогда от них не слышали…
Будьте осторожны и с иронией. Супругам не следует иронично относиться друг к другу, задевать, ранить друг друга. Говорите своей половинке то хорошее, что думаете. А как иногда бывает? Жена просит мужа: «Скажи мне, что ты меня любишь! Что дорожишь мной!» – «Ну, люблю,» – отвечает муж. «Но я хочу слышать это постоянно!» – «Ох…» – «Я хочу, чтобы ты всегда говорил мне эти слова. Разве это трудно?»
Так устроен человек. Нам очень важно знать, что кто-то нас любит, кто-то рядом с нами и защищает нас. Это обычная человеческая потребность. Вот и говорите друг другу эти слова.
Мне вообще кажется, что единственное, для чего мы живем, – это научиться любить и стать истинными детьми Божиими. Ведь если человек умеет тонко чувствовать потребности и желания другого, – он становится чадом Божиим.
Перевод Елизаветы Терентьевой