Однажды преподобному Антонию было видение: вся земля в сетях и ловушках диавола. «Кто сможет освободиться от этих сетей?» – скорбно вздохнув, спросил старец и получил ответ: «Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему».
Было бы серьезной ошибкой думать, что открытое в видении святому относится только к монахам, а благочестивых людей, живущих в миру, вовсе не касается. На самом деле универсальная христианская добродетель смиренномудрия только и способна сохранить супругов от многих тенет, простирающихся на их пути.
Вот один из ярких примеров бесовской ловушки, в которую попадают многие молодые семьи: жена начинает подозревать мужа в измене.
Ей всё время что-то кажется, и она забывает, что «когда кажется – креститься надо». Она не знает, а может, и не хочет знать о том, что, во-первых, над человеком, который уже давно не причащался, у диавола особая власть, при которой нашептываемые им мысли и образы принимаются жертвой за собственные.
Ну, а во-вторых, каждый, как говорится, думает в меру своей испорченности.
Всё содержание их совместной семейной жизни – это работа и «тусовки» по выходным с друзьями. Детей вроде бы «рано», и потому все мысли только о нем, себе и о том, как на них смотрят окружающие. Эдакий постоянный, ставший уже болезненным, горделивый самомониторинг, вполне естественный для психологически и духовно не вполне зрелой женщины.
Он поначалу легкомысленно отшучивается, и, прямо скажем, его забавляют подозрения. Он даже первое время радостно думает о том, что ревность – это и есть признак настоящей любви. Думает до тех пор, пока его не начинают раздражать ежедневные тайные проверки мобильника, почты, аккаунта и даже карманов.
Ну а потом бес подсуетится, и его отправят в командировку, где всё произойдет уже по-настоящему. Он вначале посопротивляется внезапному искушению, но потом подумает: а ведь всё равно она уже считает меня негодяем…
Так диавол разрушает семьи.
Смирение – это умение видеть свое несовершенство и оттого не искать без повода несовершенства в других
И всё бы могло быть иначе, прояви кто-то из супругов смирение – эту многогранную, как бриллиант, добродетель, состоящую в трезвенном умении видеть свое несовершенство и оттого не искать без повода несовершенства в других; а еще в благом навыке благодарить Бога и ближних за то немногое, что у нас есть.
Увы, но эта добродетель стала сейчас в глазах распространившихся, как грибы после дождя, современных семейных психологов-консультантов постыдной слабостью и уродливым дефектом души.
Самый верный способ устыдить супруга и отвратить его даже от реального греха – кротко и смиренно довериться ему
А ведь самый верный способ устыдить супруга и отвратить его даже от реального греха – это кротко и смиренно довериться ему – так, как доверяют маленькие дети своим родителям. Со стороны же мужа спасительно было бы смиренно снизойти и не воспринимать всерьез беспочвенные оскорбления своей жены – так, как не воспринимают всерьез наговоривших дерзких глупостей детей.
С другой стороны, простить оступившегося ближнего можно в полной мере только в том случае, если самому смиренномудренно помнить о своих недостатках и даже мысленных падениях. В случае же семейных неурядиц стоит помнить и о том, что жену или мужа мы сами выбираем, иногда не замечая или же не желая замечать явных духовных недостатков своей будущей второй половины.
Но современный, оторванный от Церкви человек идет другим путем. Он панически боится простить, признать свою изначально неверную мотивацию и снизойти, даже если ему случайно наступили на ногу, так как подозревает, что в следующий раз наступят уже вполне осознанно на горло.
Он или она посещают психотренинги «как стать королем/королевой», где с диавольской хитростью главные привилегии настоящего монарха – нести ответственность и смиренно прощать – горделиво подменяются на умение хитро манипулировать «партнером» и постоянно обвинять в своих бедах окружающих.
Как результат – скованная бесовскими сетями семейная жизнь, превратившаяся в ад сплошного самоутверждения, подозрений и быстро надоедающего сладострастия. Семейная жизнь, в которой любая самая небольшая проблема крюком цепляется за бесовские сети и мгновенно превращается в повод для развода.
Видение преподобного Антония Великого напоминает нам не только о том, что правила духовной жизни одинаковы для монахов и мирян, но и о том, что ад или рай – это очень конкретные понятия. И то и другое человек начинает предвкушать уже здесь и сейчас – в земной и, конкретно, в семейной жизни.
К слову, обратные примеры, когда смиренно прощать и уступать друг другу входит у супругов в благую привычку, – тоже встречаются.
Думаю, каждый хотя бы несколько раз в своей жизни встречал такие семьи, в которых царит непринужденная атмосфера покоя, душевного тепла и внутренней свободы. Свободы от гордыни, а значит и от всех многообразных ловушек, увиденных преподобным Антонием Великим.