Жизнь от хода до хода
Сам факт возрождения различных видов паломничества говорит о том, что они необходимы, поскольку инициатива, как правило, идет именно снизу, от простых людей.
Интересно, что порой даже сами паломники не могут выразить словами, почему это для них важно, но четко осознают, что им это необходимо. И, совершив паломничество, начинают считать дни до следующей поездки. У нас на Вятке так и говорят: «Живу от крестного хода до крестного хода».
Хорошо им здесь быть
Известно, что на Вятке до революции фактически в каждом крупном населенном пункте были свои крестные хода. Так, в селе под названием Курино их было аж семь в году.
В 1959 году паломничество на реку Великую, где явился великорецкий образ святителя Николая, было запрещено. Тем не менее, несмотря на опасность быть арестованными и осужденными, люди небольшими группами приходили, чтобы почтить Николая Угодника.
Вот уже более 20 лет, как это паломничество существует в форме Крестного хода, и сегодня в такой путь, по данным нашей епархии и местных властей, идет около 60 тысяч человек. А на реке Великой собирается до 100 тысяч. Думаю, что во многих регионах и епархиях священники или краеведы могут привести подобные примеры древних или новых паломничеств.
Так для чего это всё?
Не стоит ругать людей, если они не всегда могут выразить свои чувства или мысли, объяснить, для чего они идут. Даже апостолы, когда оказались на Фаворе рядом со Христом, не знали, что сказать, и лишь воскликнули: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Вот это ощущение уже само по себе очень важное.
Но все-таки большинство задает себе вопрос: «Для чего я иду на крестный ход?» У каждого может быть свой ответ. Я могу поделиться личными соображениями.
Думаю, причина в том, что в паломничестве, когда оставляем дом и с родными, с друзьями, с людьми, близкими по духу, отправляемся или в крестный ход, или в пешее паломничество, или в поездку, мы, таким образом, собираемся во имя Божье. И как Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них» (Мф. 18:20).
Если мы собраны во имя Христово, посреди нас незримо пребывает Христос, и человек этого не может не почувствовать. Ощущается это, прежде всего, по той атмосфере братской любви, которая нас соединяет. А что есть собрание людей во имя Христово? Это Церковь. То есть, в этих паломничествах мы ощущаем и осознаем себя как Церковь Христову.
Опять в мокрые палатки
Когда, например, люди выходят в Великорецкий крестный ход, они оставляют дом, некоторые — на неделю. Собираются с такими же, как они, паломниками, которые идут ради Христа, и собираются именно в Церковь. Эта Церковь без стен, под открытым небом, та самая, которая не в бревнах, а в ребрах.
«Хорошо нам здесь быть» — это как раз о том, как хорошо в Церкви, со Христом. Как хорошо жить, идти, петь, молиться — всё делать с любовью к Богу и ближнему. И это ощущение настолько сильное, что несмотря на мозоли, натертости, усталость, таблетки, повышенное давление, мокрые рюкзаки, палатки, на постоянное недосыпание, огромную физическую нагрузку, вернувшись из такого крестного хода, люди хотят снова пройти этот путь. Чтобы вновь почувствовать это «хорошо нам здесь быть».
Придите хотя бы на проводы
В принципе, для этого необязательно отправляться пешком за 100 километров. Мы точно так же можем ощутить чувство Церкви, когда приходим в храм на Литургию.
Другое дело, что сегодня приходы часто строятся по территориальному признаку. И иногда бывает трудно ощутить это церковное братство. В крестном же ходе, в паломничестве собираются люди не по прописке, а единомышленники, и это ощущение становится более ярким.
Но еще раз подчеркну, что по большому счету нет необходимости отправляться за 100 километров. Я всегда нашим паломникам говорю, что если вы не можете идти пешком весь путь, пройдите часть. Если не можете пройти даже день, проводите крестный ход хотя бы из города – семь-восемь километров. Если совсем нет возможности, придите в храм на проводы крестного хода, чтобы почувствовать, ощутить это братство, единство. А можно приехать в Великорецкое уже на сам праздник.
С магнитофоном и за энергией
Если человек отправляется в крестный ход ради чего-то другого, это очень режет глаз. Например, когда даже молитвослов с собой не берут, зато захватили магнитофон или фляжку с коньяком. Понятно, что это не паломник.
И дело не в форме одежды и не в километрах, которые он рядом с другими может пройти. Просто он идет на этот крестный ход не ради Христа.
Или, бывает, идут, чтобы зарядиться положительной энергией. На стоянках встают, разводят руки и начинают, как антенны, «ловить» благодать. Или в течение хода ведут постоянные пересуды, праздные разговоры. Кто-то идёт, чтобы себя проверить, сфотографироваться, что я был в крестном ходе, отметиться. Есть люди, которые просто коллекционируют паломнические поездки и ведут подсчет: тут мы были, а тут не были. Осуждая тех, кто в паломничество не ездит.
Некоторые путают крестный ход с демонстрацией и берут с собой плакаты, транспаранты, флаги. Или вдруг начинают вместо молитвы петь какие-то дореволюционные гимны.
Но это всё не то. Крестный ход — ради Христа. Первым Крестным ходом был путь Христа на Голгофу. И мы, если идем в настоящий крестный ход, стараемся Ему подражать. Идем для того, чтобы ощутить себя частью Церкви, чтобы эти несколько дней прожить с нашими братьями и сестрами в любви к Богу и ближнему.
Иное пространство
Крестный ход — это иное пространство, это приблизившееся Царствие Небесное. Вот эта сопричастность к горнему не всегда может быть выражена вербально, но ощущается всей душой и накладывает глубокий и серьезный отпечаток. И нам хочется это все повторить.
Ради этого стоит идти. Помня про то, что Богу не нужны наши рекорды, наши километры. Ему нужен наш настрой, наше сердце. Кому-то для этого вообще нет необходимости куда-то идти. А кому-то, чтобы почувствовать близость Бога, осознать себя частью Церкви Христовой, важно совершить паломничество, отправиться в крестный ход. И так хорошо, что сегодня такая возможность у нас есть.
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.