У всякого человека есть три причины бытия: Бог, другие и он сам. Наверное необходимо родиться на каждом из этих уровней, чтобы быть по-настоящему, т.е. вполне. Первое начало — Бог, это сотворение Адама и Евы, сотворение человека как такового. Второе — это рождение от родителей и становление под воздействием социума в самом широком смысле этого слова. Третье — это пробуждение в себя, приход в осознанное бытие, когда я — это я, а не кто-то другой, когда я осуществляю свой выбор сам, а не под влиянием чего-то или кого-то (второе рождение).
Выходит, когда мы кого-то обвиняем некрасивым восклицанием «Вот я из-за тебя….» — это отчасти правда, ибо отчасти в нас всё «из-за…». Кстати, эпоха модерна, помимо всего прочего (а может даже в первую очередь) была занята именно социальным аспектом человека, постмодерн подступил непосредственно к личности. Это лишь оговорка, которая здесь не совсем уместна, но всё-таки необходима, потому что важно понимать когда и какие уроки мы проходили и должны были выучить.
Итак, ближний для меня — причина, а не средство. Но причина чего? Важнее всего понять, что в нём обязательно есть причина меня самого. Помимо всяких высоких слов о любви к другому, надо уяснить, что моя любовь к себе включает в себя и любовь к ближнему. Хочешь по-настоящему любить себя — люби другого. Что за реальность стоит за этими словами попробуем сейчас разобраться.
Ближний — всегда провокатор по отношению ко мне: он будит во мне либо лучшие, либо худшие мои качества. Когда я являю себя городу и миру, я всегда завишу от того какой это город и какой мир. С одной стороны, меня понимают, трактуют в зависимости от того, кто воспринимает и трактует. С другой, я невольно (или вольно) буду стараться соответствовать. Но это считается не очень хорошим тоном — всецело зависеть от других, надо быть самому по себе, иначе ты как бы недородился, недовоплотился. Правда, речь сейчас не об этом.
Надо понять каким быть для меня — хорошо: добродетельным или злодеем? Например, хороший грузовик — это какой грузовик? Тот, который соответствует своему предназначению. Хороший виноград — это какой виноград? Вкусный, сочный, вызревший, из него и вино хорошее получится, и сок, и кушать приятно. То же самое можно сказать и о хорошем человеке — он должен соответствовать своему предназначению. И здесь начинаются множественные разномыслия, которые в наше время достигли своего апогея.
А ведь в том и дело, что не я сам, а ближний — только хорошо бы в высшей своей точке, а не низшей — диктует меня самого. Отсюда растёт известное и подзабытое правило: моя свобода заканчивается там, где она начинает нарушать свободу другого. Или: люби ближнего, как самого себя.
А может запятую лучше убрать? Пусть будет так: люби ближнего как самого себя — т. е. в нём люби себя, ибо он это и есть ты. Как ты к нему относишься, таким ты и становишься.
Ближний — это причина меня. Но каким быть по отношению к ближнему — любящим или ненавидящим, помогающим или мешающим, благословляющим или проклинающим — решаю я сам. Что, кого я буду осуществлять, взаимодействуя с другими, то и явится.
Кто правильно выучил этот урок, может двигаться дальше, ибо нашёл себя. Другого пути к себе настоящему не существует. Осуществляющий другого осуществляется сам.
Бог — ближний — я сам. Эту последовательную взаимосвязь нельзя отменить, можно только остановиться в своём развитии и начать загнивать (что и происходит со многими из нас, в т.ч. на уровне общества).
И вот что интересно: только нашедший себя действительно находит и Бога. Это вполне логично, ибо для встречи с Личностью необходима личность. А пока мы лиц не обрели, Бог для нас — абстракция, теория, идея, но не Встреча. Таким образом, полная цепочка выглядит вот как: Бог — ближний — я сам — Бог. Альфа и Омега, Начало и Конец…