Современный человек все время куда-то спешит. Неотступно и настырно.
В торопливой, беспокойной гонке «как можно больше сделать за день» проходит вся его жизнь. Неугомонно постигаются бесконечные методики по эффективному распределению времени, цель которых – выполнить за рабочий день невыполнимый объем задач.
Погоня за убегающим временем усиливается день ото дня. Человек с остервенением пытается вместить в минуту невместимую вечность, забывая, что эта вечность однажды его неизбежно настигнет. И растворит в безвременьи...
***
А зачем человеку вообще нужно время?
Святые отцы говорят, что время нам дано, чтобы менять свое представление о жизни, о Боге, о себе. И любая занятость должна способствовать этим переменам.
Меняются же только те люди, которые исследуют себя, которые способны увидеть свои неправильные действия и желания, которые могут признаться себе в этом и искренне раскаяться.
В какой степени на подсознательном уровне это происходит, в такой степени и меняется человек.
Главная проблема многостаночника-трудоголика состоит в том, что внешние события и впечатления, постоянная занятость отвлекают его от внутренней работы. Он не успевает следить за собой, за своей душой, не успевает меняться. У него другие приоритеты и цели.
А без перемен его многострадальные труды бессмысленны.
Не понимая истинных причин происходящего, человек будет ошибочно винить других в сложившихся неприятностях, забывая, что все, что происходит с ним, отражает его внутреннее состояние. Сказано: «Для чистых все чисто…» (Тит. 1:15).
Если наша работа не приносит добрых плодов, не меняет нас, не преображает окружающий мир – грош ей цена.
В чем опасность гонки?
Главная опасность в том, что все эти гонки за третьестепенным мешают человеку встретиться с самим собой.
А без встречи с собой невозможна встреча с Богом. Пока человек не узнает себя, не распознает до мельчайших подробностей и деталей (не отвлекаясь на других), он не сможет общаться с Творцом. От чьего лица он будет общаться? От безымянной и неизведанной планеты?
Общение с Богом – это доверие Ему всего самого сокровенного и личного. И для того чтобы наполниться из Источника жизни, мы должны опустошить себя, выпотрошить. Но для этого нужно знать все потайные карманы души, что невозможно без каждодневного самоисследования.
И если времени на это нет, если гонка за нескончаемыми делами, словами заполняет все наше бытие, то встреча с собой может и не произойти. Без самопознания жизнь обессмысливается.
Познание себя намного глубже и разнообразнее, сложнее и неодназначнее, чем можно представить. Человек об этом даже не подозревает, и упорно продолжает не обращать на себя никакого внимания.
Оpen-minded (непредубежденное) сознание – насущная необходимость.
Особенно это относится к православным корифеям. Люди, давно пришедшие в Церковь, не хотят меняться, не желают расти, расширять свой кругозор, свои представления о Боге. Они упрямо стоят на начальных ступеньках, не желая сдвинуться с места. Их интересы остаются на уровне «можно ли собаку держать православным в доме, можно ли с колбасой заходить в храм»…
Сколько бесценного времени тратится на ненужные споры и обсуждения типа «можно ли в храм ходить в джинсах, где нужно стоять в храме» и пр.
А ведь давно пора понять: все это никакого отношения к душе не имеет и никак не повлияет на спасение. Дело совсем в другом.
***
Время всерьез заняться своей душей, распознавать все ее звуки, отслеживая истинные помыслы и прилоги.
Мы зачастую успеваем только пинать свою душу, загонять ее в угол от бессилия и непонимания, что неизбежно ведет к невыносимой пустоте.
И чтобы не слышать острого безмолвия собственной души, мы бежим от себя. От Бога. Прячемся в отстраненности и безразличии.
Жизнь растворяется в тумане, зыбкости, неопределенности. И становится черно-белой. Жизнью без Бога. Вакуумом, в котором блекнет и задыхается душа.
А ведь определенный отрезок времени нашей жизни отведен каждому из нас только для того, чтобы душа созрела для Встречи.
Наталья Горошкова