Страстная сeдмица, самая тяжелая в году. В чем ее тяжесть? Наверное, не только в сугубом посте и ежедневных богослужениях – это все для церковного христианина может быть сладко и легко. Трудность в другом. В эти дни Церковь зовет нас к сопереживанию страстям Христовым. Свт. Феофан Затворник в своих книгах даже употребляет словосочетание «спострадание Христу». Всякий православный человек в это время должен как-то разделить со Христом Его страдания, чтобы на Пасху прочувствовать и опыт Его Воскресения – и именно в этом, наверное, основная тяжесть Страстной.
Как же войти в «спострадание» Господу? Своим страданием за Него – отвечают святые отцы. Имеется в виду чрезвычайный аскетический подвиг – строгий пост, бдение, продолжительные молитвы, размышление о страстях Христовых. Но очевидно, это еще не все. Допустим, человек в свою меру как-то подвизается, пытается думать о Господе, усердно молится. Но в любом случае остается ощущение недостаточности – ведь распинается Христос, а не я, и нам невозможно ощутить все то, что Он чувствовал. И здесь приходит понимание того, что тайна Креста познается всей жизнью, а не за пятидневку от Великого Понедельника до Страстной Пятницы. Чтобы быть со Христом на Голгофе и совоскреснуть с Ним, надо быть с Ним всегда, каждый час своей жизни. Если я жил весь год по своей воле и желанию, какой бы подвиг я не поднял в предпасхальные дни – я не смогу вдруг войти в «спострадание» Иисусу. Вся тайна и весь смысл христианства заключены в Страстной седмице, и глупо думать, что глубина этого океана откроется тому, кто лишь слегка омочил ноги у берега, вдруг решив «серьезно поститься» незадолго до Пасхи.
И в этом именно тяжесть Страстной – ты вдруг понимаешь, насколько тонок слой твоего христианства, насколько наносные и незначительные твои «христианские переживания». Чтобы переживать страдания Христовы в недрах своего сердца, нужно уметь входить в сердце, знать сердечную жизнь. Но только в эти дни по-настоящему открывается, что ты живешь вовне, а не внутри себя. Мысли разбегаются вокруг, внимание все в мире, нет собранности ума и чувств внутри своей души. В сердце не живет Христос, потому что там не живешь ты.
В эти дни по-настоящему ужасаешься своей жизни, понимаешь, что обычные наши суетливые будни, с их редким воспоминанием о Господе, безбожны по своей сути. Похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская (1Ин.2,16) наполняют наш жизненный кубок до самого края. Потому-то и пришлось идти на Крест Божественному Страдальцу, что миллиарды людей жили, живут, и будут жить безбожно. И ты ничего не сможешь изменить, кроме своего собственного бытия. Но и здесь изменения почти нет, вот в чем трагедия. Чрезвычайно медленно меняется грешное человеческое нутро. За 5 лет в Церкви – миллиметр движения. За 10 – понимаешь, что не было никакого движения, что за это время ты лишь получше рассмотрел, что у тебя внутри, какие чудовища там ползают. Медленно происходит исцеление души, очень медленно. Комариными шажками в Царствие Небесное, как сказал однажды Мамонов.
Страстная дает понимание того, что Христу необходимо распяться, ибо мы неисправимы. И здесь остается только плакать внутренними слезами, и говорить вместе со словами богослужения: «слава страстем Твоим, Христе; Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Остается мысленно стоять возле Распятия – и это тоже страшно, потому на Кресте висит Невинный, и страдает за тебя, грешного. Если бы в обычной жизни кого-то убили за наши грехи, чего бы стоило наблюдать за его страданиями, смотреть ему в глаза? А Божественный Страдалец мучается за грехи всех - и в том числе за мои беззакония, которые я совершил, совершаю, и буду совершать. Поэтому размышлять о Кресте тяжело, трудно, невыносимо.
Страстная Седмица – суд прежде Суда, встреча с Богом прежде Второго Пришествия. А еще это встреча с греховной расслабленностью своей души, и бессилием изменить себя. И все это невозможно было бы перенести, если бы не грядущее Воскресение Христово.Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего (Пс.43,26). Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс.3,8). Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его(Пс.67,1). Эти стихи из мессианских псалмов предлагает память для ободрения, и их смысл и надежда становится утешением и опорой в страшные дни Великой Страстной седмицы – самые тяжелые дни из всех, которые есть в году.