Третий день Пасхи. Жизнь прекрасна. Погода радует. Творожные пасочки, куличи, разного рода мясо, любимый луковый пирог и прочие вкусности уже заполнили желудок до отказа, и даже подошли к самому горлу. Организм выспался, наелся, расслабился. Все хорошо, настроение замечательное, каждому встречному хочется улыбаться.При этом нельзя не чувствовать, что параллельно наполнению желудка ушла некоторая тонкость восприятия праздника, способность духовного переживания пасхальной благодати. Но есть также понимание, что это неизбежно. Все равно не получилось бы в великопостном состоянии пребывать всегда, - не по Сеньке шапка. А пытаться подвижничать тогда, когда вся Церковь немного переводит дух, входя в краткий «лайт-режим» отдыха – это уже типичная гордыня. Даже только смирения ради мирянину необходимо есть мясо в пасхальную седмицу (разумеется, стараясь не переедать).
Все это понятно. Однако, человек способен все правильное и хорошее извратить и испортить, выискивая оправдания своим страстям и слабостям. В том числе и «смиренное разговление» превратить в банальное обжорство. Вот смешно: возвращаясь с пасхальной трапезы, я еле дышу от тяжести в желудке – а изворотливый ум уже подсказывает «богословское» решение вопроса. Смотри, говорит: «Пасха есть праздников праздник и торжество из торжеств. Она должна полностью наполнить благодатью христианина, очищенного от страстей Великим постом. Пудовая гиря в желудке, и вся тяжелая сытость дней пасхальной седмицы есть символ того, как мы должны исполниться благодатью. Надо чтоб было и то и другое, одно другому не мешает».
Думаю, сам с себя смеюсь, и удивляюсь хитрости и лукавству ума человеческого. Воистину на любой грех можно составить катехизис!
***
Третий день Пасхи. Вспоминается, как читалось в пасхальную ночь: «Не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян.1,4). Что можно понять как: не отходите от благодати, не теряйте приобретенного великопостными трудами, не оставляйте молитвы, пребывайте в духовной бодрости. И действительно, наступивший праздник, помимо радости его, есть некоторая проверка нашей веры. Гораздо труднее сохранить себя в чистоте в период праздника, чем в суровое время поста. Человека подстерегают плотоугодие, потеря духовной трезвости, расслабление. Не отлучайтесь из Иерусалима - предупреждает нас Спаситель, т.е. заслуженный отдых не должен послужить причиной падения. Стены Иерусалима - трезвость, внимание, молитва - да сохранят нас от всякого невидимого врага. Разговляться – разговляемся. Но остаемся в чистоте, ожидая «обещанного от Отца», т.е. схождения Духа на Церковь.
Толкование пасхального зачала давно знакомо, но знание правил в данном случае плохо спасает от их нарушения. И дело даже не столько в человеческой слабости. Если сам отлучаешься из Иерусалима, значит, не полюбил его красоты. Фонари Иерихона манят разноцветностью греха, и святой город начинает казаться скучным. «Я ведь только на часок отлучусь, чтоб вернуться»... И возвращаешься – но уже не таким как был. Возвращаешься, чтобы снова начинать восхождение в Иерусалим. И, пожалуй, с годами становится тяжелее возвращаться.
***
Третий день Пасхи. Сердце обволокло мясными испарениями, ум затуманен, плоть тяжела – но все же ощущение того, что Христос воистину воскрес, есть. И не покидает, слава Богу. А если и покинет, по грехам – Христос все равно воскрес. Я знаю. Точно знаю. И даже видел – вместе с Церковью, поющей в эти дни: «воскресение Христово видевше».
***
Третий день Пасхи. Хочется понять: христианство – это то, что было на Страстной, или то, что сейчас, на Светлой? Понимаю (не подсказывайте) что и то, и другое. Без Страстной значит без Креста, и это невозможно. Без Светлой значит без Воскресения - тоже не может быть. А как это все вместить одновременно? Не вмещается умом, но в сердце, пожалуй, помещается. Не знаю, как объяснить и написать, но помещается. И у вас, уверен, тоже. А разум останавливается и жалуется, и просит дать отдых и почитать любимого Лескова (раннего). Ладно, пусть Лесков. Пасха, отдыхаем.
***
Третий день Пасхи. Третий день, как пришла и воцарилась могущественная сила, которой никто не сможет противостоять. Видели, как зелень пробивает асфальт и протискивается через трещины городской дороги? Это Его сила, сила Воскресшего. Как жизнь никто не может остановить, так никто не остановит Подателя ее. И эта сила пришла и воцарилась, объяла все, обновила. Обласкала верных, и грозно громыхнула для неверных (пока еще вдали). Сила Воскресшего, которой никто и ничто не может противостоять.
Это главное. Главнее, чем желудок и мясо, богословские вопросы и Лесков. Христос воскрес, и поэтому в мире есть смысл, радость и перспектива. А все остальное выпросим у Воскресшего, о котором больше всего хочется думать в третий день Пасхи, и в грядущие святые пасхальные дни.
Христос Воскресе!
Сергей Комаров