Пасха – подарок незаслуженный. Можно представить, например, что какого-нибудь злостного преступника судят, дают пожизненное заключение – и вдруг выпускают на волю, щедро наградив. Пасха после Страстной седмицы и есть такой изумительный дар, совершенно нелогичный по человеческому рассуждению.
Во все предпасхальные дни, а особенно в Страстную Пятницу как раз и ощущаешь себя пойманным разбойником, перед которым пустили видеоленту с его собственными преступлениями. Предательство Иуды, злоба фарисеев и книжников, неверие иудеев, черная неблагодарность исцеленных Христом людей, трусость апостолов, отречение Петра – это все я, все обо мне. В Великую Пятницу, когда Плащаницу с траурным шествием обносят вокруг храма, грудь давит все та же мысль: «Его, Иисуса, Которого я так люблю, убили из-за меня. Если бы даже все люди мира были святы, мои грехи все равно заставили бы Господа распинаться. И он распялся – из-за меня, из-за нас».
И вдруг, после ужаса Страстной, приходит полная света и надежды Великая Суббота, а за ней и Пасха – как некий взрыв, как сильное землетрясение. И ты понимаешь, что все твои преступления уничтожены силою Пасхи, что теперь все новое, все поменялось. Ты прощен, мы все прощены, наша совесть обновлена. Своих распинателей Христос прощает, и делает близкими друзьями. Наши грехи сгорели в печи божественной любви, список наших беззаконий омыт пречистой Кровью Спасителя. Цена спасения уплачена, диавол посрамлен, ад разрушен, человеческое естество обновлено. И все эти подарки получаем мы, ни капельки их не заслужив. О чудо! - разбойник освобожден и щедро вознагражден.
Важно понимать, откуда Христос извлек меня, преступника – из самого ада! «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай» - говорит богослужение Великой Субботы. В глубинах адских Господь нашел не только Адама – Он нашел меня. Я тоже был там до того, как Богочеловек протянул мне Свою руку и выдернул «из ада преисподнейшего». Ад – это состояние того, кто отказался от Бога. И мне знакомо это состояние, я был там, и Христос вывел меня из ада моего греховного ожесточения. Пасха в этом смысле есть благодатное обновление своего личного исхода из духовного Египта – ада безбожной жизни. И опять же, Господь забрал меня оттуда без каких-либо моих заслуг, исключительно по Своему милосердию. Все это абсолютно нелогично и незаслуженно, потому что чудо.
Обратим внимание на сами подарки. Чувствовали вы в пасхальную ночь какое-то обновление жизни, или лучше сказать, саму новую жизнь, пришедшую в силе? Это дар Христа, который Он раздает миллионам людей. «Животе во гробе положился ecи, Христе, и смертию Твоею смерть поrубил еси, и источил еси мирови жизнь». Христос - источник новой жизни, и Он Сам есть новая жизнь. Он, Воскресший, в нас, а мы в Нем. Христианство – это и есть дыхание новой жизни еще здесь, в жизни земной. И этой новой жизни не было бы, если бы Иисус не воскрес.
А что же наши грехи? Их как бы нет теперь, они сделались, как не бывшие – и это тоже неслыханный подарок. «Со злодеи Яко злодей, Христе, вменился еси, оправдая нас всех от злодейства древняrо запинателя». И теперь нам невозможно грешить осознано, по любви к греху. Теперь нет места греху в нашей жизни. Грешить после Воскресения значит вновь распинать Божественного Страдальца. Да, мы никуда не денемся от реальности греха – но есть грех по немощи, а есть по осознанному желанию и любви. Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим.7,15) – писал апостол Павел. В худшем случае только такой грех может появиться в нашей жизни – грех по немощи, ненавидимый нами и нежеланный, с которым мы будем бороться всю жизнь, пусть иногда и терпя поражения. Он чужд нам, неестествен для нашего бытия. И мы вновь и вновь будем приносить свои прегрешения Воскресшему из мертвых, чтобы Он вновь и вновь попалил их огнем Своей неиссякаемой любви.
Когда заканчиваются слова, начинается музыка – сказал, кажется, Гейне. Пасха выше и музыки, и слов, и без нее не было бы смысла ни в том, ни в другом. О чем петь, если земная жизнь – подготовка к вечному заключению во тьме? О чем говорить, если конец всех слов – преисподняя? Но Пасха наполняет смыслом и светом всю нашу жизнь, и делает ее вхождением в ликование Царства Небесного. Если есть Пасха, значит, есть для чего жить, о Ком петь, о чем проповедовать. Посему и мы, отпраздновав Пасху, будем жить в Церкви, петь Господу, благовествовать Евангелие. Ибо нам еще предстоит подготовиться к тому пасхальному торжеству, которое ожидает нас под новым небом и на новой земле – к Пасхе, имеющей совершиться в Царствии будущего века (см.Лк.22,16; Отк.21,1).
Христос Воскресе!