Трудно здоровому среди больных. Тяжело умному в обществе глупых. Непросто праведнику среди грешников. Какой мукой для Христа, безгрешного и чистого, было пребывание в мире людей, знает только Он. А ведь Его взору открывалось закрытое для нас – тайные помышления и движения сердца. Все грехи мира были перед Его глазами, и на Его плечах.
Страстная Седмица есть время максимальных испытаний Богочеловека, как духовно-нравственных, так и физических. Крест непонимания и ненависти, несомый Спасителем в дни Его проповеди, в Великую Пятницу соединился с Крестом Распятия. Из кошмара страданий Господних, из пролившихся на Голгофе Крови и воды родилась новая (и последняя) эпоха духовной истории человечества - христианство.
Сегодня мы вступили в отсчет последних пяти дней земного пути Иисуса. Церковь, Тело Христово, в мистическом смысле являет служение Спасителя на земле, и ей дается благодать духовного сопереживания главных событий Его жизни. Церковь разделяет со своим Господом тяжесть Его Креста, и вместе с Ним стремится к воскресению из мертвых, умирая для мира, греха, страстей.
В эти дни уместно вспомнить слова Христа и Его апостолов о глубоком смысле страданий Церкви со Христом и за Христа. Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что проповедь Спасителя и Его учеников буквально пронизана учением о неминуемых скорбях для всякого человека, исповедующего христианство.
***
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любилбы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Ясказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15,18-20). В мире будетеиметь скорбь (Ин.16,33); терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21,19) – говорил Христос.
А вот свидетельство апостолов: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14,22). Все,желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим.3,12).
Взглянув на церковную историю, мы увидим, насколько точно исполнились слова Христа и Его учеников. Начиная с первого века, на христиан обрушились гонения. Эпоха мученичества сменилась расцветом монашества - бескровного мученичества за Христа. Период средневековья подарил человечеству разнообразные типы святости, явленные святыми отцами. Каждый из этих типов имеет в себе подвижничество, самоотречение, добровольное страдание, разрыв с миром. Мало кто из святых не терпел тех или иных гонений, - либо от врагов христианства, либо от своих же братьев. В какой период жизни Церкви мы не посмотрим, убедимся, что христианская жизнь и страдание всегда идут вместе, рука об руку.
Напрашивается вопрос – зачем это? Разве нельзя спасаться приятно? Ведь сказано же: всегда радуйтесь(1Фес.5,16) (правда, в этом же месте сказано: непрестанно молитесь - но это нам как-то меньше запоминается). Почему непременно нужны страдания, скорби, неприятности? Для чего обязательно мучиться?
Размышление о данной закономерности, которая уму мирскому может показаться странной, приводит к одной из глубочайших тайн Церкви - необходимости соучастия христианина в страданиях Христовых.
***
Вспомним один эпизод из Евангелия. Перед входом Христа в Иерусалим двое учеников и их мама подходят к Учителю с просьбой поставить их (Иакова и Иоанна) по правую руку, т.е. сделать соправителями в грядущем Царстве Мессии. Само Царство они представляют себе как могущественное земное государство. Христос отвечает им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением,которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Якрещусь, будете креститься (Мф.20,22-23). Мы видим, как Христос, предрекая апостолам их будущие страдания за евангельскую проповедь, утверждает, что чаша их скорбей - Его чаша, и крещение страданием - Христово крещение.
Апостол Павел говорит в своих посланиях, что нам всем нужно познать участие в страданиях Христа (см.Флп.3,10), и прямо называет свои страдания Христовыми(2Кор.1,5). В послании к Римлянам он даже пишет, что мы можем считаться сонаследниками Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться(Рим.8,17). И апостол Петр сообщает нам: как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлениеславы Его возрадуетесь и восторжествуете (1Пет.4,12).
Писание утверждает странную, на первый взгляд, вещь - страдания христианина, связанные с исповеданием веры, есть участие в страданиях Христовых. Святитель Феофан Затворник объясняет это так: "страдания за Христа суть Христовы, потому что Он Себе их присвояет, считает их Своими. Он однажды пострадал всеобъемлющим страданием; страждущие за Него вступают в спострадание Ему, в чем, как нередко уверяет Апостол, и состоит таинство нашего спасения. Причащение страданиям Христовым вводит в причастие и жизни Его, а в этом все" (толк. на 2Кор.1,5).
Об этом же пишет в своих письмах игумен Никон (Воробьев): "Всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника: "достойное по делам нашим приемлем", - вменяется в скорбь ради Господа. Крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся".
В этих словах мы соприкасаемся с величайшей тайной Церкви. Когда мы по-христиански терпим скорби, мы входим в сопричастие страданиям Самого Господа Иисуса Христа. Всякая скорбь, воспринятая и пережитая таким образом, соединяет нас с Ним, с Его Крестом и Его страданиями. Помните? - Церковь есть Тело Христово(Еф.1,23). И таинство нашего спасения напрямую связано со скорбями, через которые прошел Сын Божий, воплотившийся в человеческом теле. Происшедшее в мире со Спасителем в духовном смысле должно произойти и с нами. Мы призваны жить свято, свидетельствовать об истине, страдать от мира, и даже, если Господу будет угодно, умереть за Него. Последнее - удел избранников.
Уста всякого христианина неминуемо должны будут прикоснуться к чаше скорбей и испытаний, определенных каждому в своей мере. И в эти тяжелые минуты, часы, дни, годы мы должны помнить: мы только тогда станем Христовыми, когда у нас мысли будут - Христовы, радости - во Христе, и страдания – по образу Христовых. Тогда и спасение наше будет - во Христе. Если сумеем при этом остаться настоящими христианами и не потерять веру, то этими скорбями мы и спасемся. Спасемся, если крест наш будет крестом разбойника благоразумного: "достойное по делам нашим приемлем". Спасемся, если станем причастниками не только Тела и Крови Господа, но и скорбей Его. Спасемся, если примем скорби без ропота.
***
Когда страдания Христовы станут нашими, то нашей окажется и Его победа. В мире будете иметь скорбь; номужайтесь: Я победил мир (Ин.16,33) - говорил Христос. Но Он также дарит нам Свою победу: Ибо всякий,рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5,4). Потерпим немного в веке сем, чтоб воспринять эту победу, и войти в торжество вечное. Потерпим и до Пасхи – осталось совсем немного. Обязательно настанет та спасительная ночь, когда все малые кресты наши вдруг обретут невесомую легкость, и неудержимая сила Воскресения поднимет нас в небеса.