Когда мы грешим, Бог любит нас еще больше
Как-то я спросил одного мальчугана:
– Когда ты грешишь, как, по-твоему, смотрит на тебя Бог?
И ребенок ответил:
– Он удивляется, огорчается и сердится.
А другой мальчик, которому я задал этот же вопрос, сказал в ответ:
– Он хочет меня наказать.
Святые же отцы говорят, что когда мы грешим, то Бог любит нас еще больше, еще шире распахивает нам Свои объятия – потому что именно в такие моменты мы нуждаемся в Нем больше, чем обычно. Бог любит каждое Свое творение, любит тебя, любит меня, и не только когда мы хорошие, но и когда совершаем ошибки – оступаемся, падаем.
Бог любит тебя, даже когда ты живешь в блуде. Ты дорог Ему не потому, что плох или хорош, а потому, что ты – творение Его рук, Его любви. Ты находишься в пути, и на этом пути вступаешь в борьбу, на подвиг, и Бог не судит тебя, потому что сегодняшний момент твоей жизни – это лишь определенный ее этап.
Ты сталкиваешься с определенной трудностью и начинаешь борьбу. И если при этом твои старания не увенчались успехом, Бог не перестает любить тебя.
Ты – как доска для иконы. Господь смотрит на тебя и видит, что ты пытаешься изобразить в своем сердце Его Лик, Лик Его любви, но при этом совершаешь ошибки – где-то положишь слишком много краски, где-то – мало, где-то размазываешь… И глядя на это, Господь говорит: «Я не спешу. Я жду, когда образ будет закончен. Сегодня у тебя не получилось, но Я знаю – ты стараешься, и потому не делаю поспешных выводов. Я уважаю тебя и не сравниваю с древними святыми, ангелами и архангелами, с пресвятой Богородицей, с какими-то удивительными и прекрасными людьми, чистыми душой и сердцем. Не спрашиваю тебя: “Почему ты такой?”»
Бог никого ни с кем не сравнивает, Он любит каждого из нас как отдельную личность. Ты когда-нибудь видел, как пишутся иконы? Если посмотреть на начало этого процесса, то не увидишь ничего прекрасного. Недописанную икону никто не купит, не отнесет в церковь – потому что изображение еще не завершено. Но это не значит, что оно никуда не годится и не представляет никакой ценности. Постепенно, один за другим, наносятся цвета, тени… И такую икону, пусть она пока и не завершена, нельзя выбрасывать и уничтожать. Хоть и не дописанная, она представляет собою ценность, потому что над ней работают.
И Господь любит нас такими, какие мы есть, потому что видит – понемногу мы стараемся стать похожими на Него, уподобиться Ему в Его любви, жизни и свете. Он знает это, и потому не перестает любить нас. Ведь когда кого-то не любишь, это значит, что ты просто не знаешь этого человека. А если знать, что происходит в его жизни, то любовь не прекращается, и человек не становится твоим врагом. Ты снова полюбишь женщину, которая причинила тебе столько страданий, когда поймешь, что проблема – не в ней, а в тебе, в твоем сердце, которое никак не может исцелиться от кровоточащей раны и продолжает болеть.
У нас нет врагов! Нет такого человека, который заслуживает ненависти. В этом мире нет.
Если заглянуть в прошлое своего обидчика – каким было его детство, как он рос, что чувствовал и как дошел до такого, – то увидишь: он тебе не враг, не противник.
Вот почему Господь и говорит нам: «Не бойтесь!» Люди могут причинить нам зло извне, но душе нашей никто ничего сделать не может. И если тебя обидели и ты начинаешь ненавидеть этого человека, то дело не в том, что он причинил тебе зло.
«Я люблю ее и потому не хочу ничего ей говорить»
Проблема где-то еще. Поэтому задай вопрос Богу:
– Господи, а Ты тоже, как и я, ненавидишь этого человека?
И Господь ответит:
– Нет. Я всё простил ему еще на Голгофе. Я прощаю и люблю всех.
– Но как Ты можешь любить его?
– Я вижу то, что пока не видно тебе. Вижу, что он много перестрадал и что он относится к тебе так не потому, что плохой, а потому, что ему страшно и он защищается.
– Да какое там боится! Ты знаешь, что он мне сделал? Из-за него я потерял работу! А он всё мстит мне за что-то, говорит про меня гадости…
А Господь отвечает:
– Если бы ты видел, как ему страшно, как тревожно у него на душе, как мучит его совесть – ты бы не стал ненавидеть его, а наоборот, полюбил бы и пожалел. Ему нужна любовь, поддержка, а не месть.
Господь никогда не мстит, а всегда отвечает любовью, и это-то и обезоруживает людей. И когда ты узнаешь чуть больше о том, кого ненавидишь, то поймешь, что и этот человек заслуживает прощения и доброго отношения. Мы просто не видим истинной картины. Да, человек может много раз совершать злые дела, но злых людей не бывает. Не бывает! Стоит только подобрать нужный «ключик», и злость оборачивается добротой.
Нужно лишь нажать правильные клавиши в душе человека, и ты услышишь эту волшебную мелодию доброты.
Нажимаешь не на ту клавишу – и в ответ истерика, крики, злобные ругательства, но при этом в любой душе существует прекрасный мир, который мы пока так и не научились открывать для себя.
Это нелегкий труд, я знаю – ведь все мы пока так и не научились настоящей, большой любви. Я говорю тебе, что нужно полюбить этого человека, а ты в ответ: «Как мне его полюбить?» Для большинства из нас любовь слишком тесно связана с личными потребностями.
Один молодой человек как-то сказал мне удивительную вещь:
– Я очень люблю одну девушку. Она так мне дорога, я восхищаюсь ею! И очень хочу, чтобы она была моей.
– И что ты думаешь делать?
– Ничего! Она никогда об этом не узнает.
– Почему?
– Потому что она любит другого. И так как я люблю ее, то не хочу говорить с ней о своих чувствах, не хочу вмешиваться в ее жизнь. Когда я закончил университет, то хотел сблизиться с ней – ничего греховного или аморального, наоборот, собирался создать с ней семью – но понял, что у нее другие планы, и оставил ее в покое. Я люблю ее и потому не хочу ничего ей говорить, держусь от нее подальше.
Любить – означает желать добра тому, кого любишь. И в данном случае человек поступил так для того, чтобы не тревожить сердце любимой. Это – уважение к выбору другого человека. Любовь заставляет отойти в сторону, превратить свое чувство в слезы, которые со временем станут бриллиантами; в боль, из которой после потечет живая вода. И тогда сердце наполнится Божественной благодатью. При этом со стороны будет казаться, что человек никак не проявляет свою любовь. Он действительно не показывает ее – она живет глубоко в сердце, и душу наполняет искреннее, правдивое чувство. Конечно, это будет вознаграждено.
Когда мы отпускаем кого-то, человек не уходит
– Я так люблю своего сына! – говорит мать и звонит своему мальчику по пятьсот раз в день. Она утверждает, что поступает так из любви к нему, чтобы быть уверенной в его безопасности, знать, где он и с кем, – но на самом деле всё иначе. Эта женщина просто не в состоянии отпустить от себя сына, позволить ему уйти из ее жизни. «Где ты? С кем ты? Почему задерживаешься? С кем ты там говоришь? Кто эта девушка?» Такая подозрительность свидетельствует о нездоровой привязанности к своему ребенку. И это никакая не любовь. Ведь любить – значит отдавать, желать добра и дарить свободу. «Ему должно расти, а мне умаляться», – сказал Иоанн Предтеча про Иисуса (Ин. 3:30). «Я люблю Тебя, Господи, и потому мне совсем нетрудно отойти в сторону, потому что, где бы я ни был, меня будет окружать Божественный свет, и, любя Тебя, я буду пребывать в этом свете».
Поэтому, какое бы расстояние ни отделяло меня от любимого человека, я буду любить его и радоваться за него, хотя со стороны и может показаться, что любви уже нет и я просто исчез.
Нет, я продолжаю любить даже на расстоянии, он – в моем сердце, но при этом я даю ему возможность дышать, двигаться, быть свободным, и мне все равно, с кем он сейчас. Я не буду ревновать, страдать и переживать из-за этого.
И знаешь, что происходит в таком случае?
Человек начинает любить тебя еще больше и не покидает тебя. Почему? Потому что ты сам даешь ему возможность тебя покинуть. Когда мы отпускаем кого-то, человек не уходит. А если насильно удерживать возле себя людей, это их, наоборот, отталкивает. Такое часто происходит в отношениях.
Например, женщина жалуется: «Я так ревную своего мужа!» Если ты действительно любишь мужа, то присмотрись к себе, увидь свою красоту, и тогда научишься любить по-настоящему. Начни молиться за него – в таком случае ты сможешь почувствовать то, что чувствует он. И спросишь себя: «Нравится ли ему то, как я веду себя с ним? Давлю на него, вывожу из себя, надоедаю… Нравится ли ему это?» Такие же вопросы может задать себе и муж.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»