ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 3-07-2017, 09:58

Источник информации

Толковый словарь: Соблазн. Скандал по гречески

Проголосовать:
голосов: 0

Почему Мегера захлопнула котёл

У Ивана Андреевича Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». В ней попадают в ад, «в жилище мрачное теней» грабитель-душегуб, при жизни разбойничавший «по большим дорогам», и писатель, который, как говорит великий баснописец,

 

…тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.

Суд над ними был скор и строг. Работников пера и топора посадили в чугунный котел и под каждым разожгли костер. Причем под котлом разбойника сразу занялся «ужасный пламень», а под котлом сочинителя огонь поначалу горел едва-едва. Однако с течением времени костер под котлом писателя становился все сильнее, а под разбойником, напротив, все тише и тише. В конце концов, под разбойником костер погас совсем, а под писателем разгорелся настолько, что тот уже не мог терпеть и стал громко кричать, что нет в богах справедливости, ведь

…славой он наполнил свет,
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.

Но на это служители преисподней ему тут же ответили, что он напрасно равняет себя с Разбойником: тот «вреден был,/ пока лишь жил». Принесенный же безнравственным писателем вред продолжает действовать и после его смерти:

Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
…Вон дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:

Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти

И связи общества рвался расторгнуть? – ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?..
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!

В заключении беседы все подкидывающая в огонь дрова гневная Мегера говорит, что, поскольку от книг несчастного сочинителя на свете родится еще много зол и бед, то и терпеть ему тоже очень долго, и – «крышкою захлопнула котел».

Мораль басни в том, что писатель своими мыслями и книгами внес в мир многочисленные соблазны, вред от которых благодаря «дальнодействующей силе слова» оказался на самом деле гораздо больше вреда, причиненного людям даже страшным разбойником-душегубом. Cоблазн сказанного слова оказался гораздо сильнее соблазна делом.

Вообще соблазн – вещь очень коварная и лукавая, потому что обоюдоострая. Он опасен как для соблазняющего, так и для соблазняемых тем, что способен затянуть в свою воронку огромное количество людей. И даже если соблазнитель впоследствии сам откажется от собственных идей и слов, ему все равно придется с ужасом наблюдать, как другие люди будут вновь и вновь увлекаться его былым заблуждением. Неслучайно на древнегреческом языке слово «соблазн» звучало как  τό σκάνδαλον (skandalon).

Как вы можете видеть, соблазн в греческом языке обозначает хорошо нам известное слово «скандал». И в этом есть большой смысл. Ведь очень часто соблазн порождает скандал, состояние замешательства и повышенной эмоциональности. В этой ситуации очень легко потерять над собой контроль и… соблазниться. Поэтому, как говорили Отцы Церкви, «более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо добро в людях не твердо, оно едва стоит, даже когда и никто его не колеблет» (преподобный Исидор Пелусиот).

При этом, поскольку соблазн создает шаткую для самообладания ситуацию скандала, он для соблазняемых совсем не обязательно заключается в том, что увлекаемый дурным примером человек повторяет конкретный проступок соблазнителя. Соблазн вообще кружит голову и сбивает с пути, толкает на малообдуманные решения. В этом он чем-то схож с террористическим актом, когда целью террористов является не столько убить какого-то конкретного человека, сколько внести смуту в общество и дезориентировать людей.

Очень часто бывает, что человек отвергает именно данный соблазнительный поступок, но при этом дает повод к такому «великому в очах Божиих греху» (Феофан Затворник) как осуждение ближнего. То есть, он переносит свое отрицательное к поступку отношение на совершившего его человека, который, возможно, сделал его невольно и сейчас уже раскаивается. Тем самым незаметно для себя подобный борец с мировыми несовершенствами преступает заповедь Христа «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1), впадая в грех самопревозношения и гордости. В связи с этим, чтобы предостеречь людей от соблазнительных скандалов, и было сказано: «Если вы увидите в ближнем какой-либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем, – не верьте. Храните вашу мысль от дурных мнений о ближнем, зная, что их приносят демоны, чтобы отвлечь ум от зрения своих согрешений и от устремления к Богу» (авва Илия).

 

На заставке фрагмент фото Egisto Sani/www.flickr.com.

ПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы » 
Обозреватель

 

В сюжете: Юрий Пущаев соблазн скандал

 

Просмотров: 1 032
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru