«Бог есть Любовь» (1 Ин, гл. 4, ст. 16).
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф., гл. 25, ст. 46).
Сколько словесных копий сломано уже и будет сломано еще вокруг этих, казалось бы, противоречивых цитат из Священного Писания. Как Бог Любовь может кого-то отправить на муки, да еще и вечные?
Разные богословы в разные времена по-разному толковали эти слова из Евангелия, но все и всегда сходились в двух вещах: не Бог виноват в том, что для кого-то жизнь после смерти окажется мукой, а для кого-то блаженством. И что любовь и добро будут навсегда отделены от зла. Бог есть Любовь. Именно из этого всегда нужно исходить, когда мы начинаем рассуждать о посмертной участи грешников. В формате редакторских заметок, к сожалению, нет возможности приводить цитаты и тем более рассуждения разных святых отцов, поэтому здесь – только о существующих мнениях.
Среди православных богословов существует две основные точки зрения о посмертной участи грешников:
1. Нераскаявшиеся грешники будут вечно мучиться.
2. Нераскаявшиеся грешники будут мучиться, но не вечно.
Начнем с того, что, если мы православные христиане, то мы, прежде всего, должны слушать всю Церковь, а не мнения отдельных святых отцов и богословов. А мнения отдельных, даже самых святых людей сопоставлять с учением всей Церкви.
Но что же говорит Церковь по этому вопросу? Изучив отношение Церкви к данной проблеме, мы обнаружим, что у Церкви нет однозначного ответа на этот вопрос. Церковь осудила учение Оригена о конечности мук для нераскаявшихся грешников. Да. Но не осудила преп. Исаака Сирина, Ефрема Сирина, свт. Игнатия Брянчанинова и многих других святых, предлагавших свои точки зрения на эту проблему и предполагавших конечность страданий нераскаявшихся грешников. А значит есть возможность рассуждать. Она, кстати, всегда есть. И когда раздаются обвинения в ереси своих оппонентов сторонников крайних точек зрения на какие-то спорные богословские проблемы, хочется напомнить великие слова апостолов: «Единство в целом, свобода во второстепенном и во всем – Любовь».
Церковь не ответила нам на множество вопросов. Что есть вечность? А ведь, например, в еврейском переводе Священного Писания слово «вечность» в контексте ветхозаветного законодательства имеет определенный срок. Что будет с теми грешниками, которые испытают муки после смерти, но воскреснут при общем воскресении, вновь обретут тело, а значит и волю, и получат последнюю возможность покаяться? Что есть геенна огненная и ад, когда Христос его упразднил, сойдя в него и разрушив, о чем мы поем в храмах в пасхальные дни? Что будет с теми, кто не дожил даже до ветхозаветных времен, не зная ни Моисея, ни Христа, ни Пятикнижья, ни Евангелия? Церковь здесь, на земле, по определенным причинам не может ответить на все эти вопросы, да и не должна. Точный ответ на это может дать только Бог. И даст. В свое время.
Чему же точно нас учит Церковь? Что Господь не все открыл нам, грешникам. Не все, что на самом деле будет и как будет. Что Священное Писание это, прежде всего, назидание нам, как нужно жить, чтобы быть с Богом. И как не нужно жить, чтобы Его не потерять. Это главное лично для каждого из нас. И какая разница, что именно будет с грешниками? Если они останутся без Бога, это и будет мука. По крайней мере, для тех, кто хотел с Ним быть. А если вдруг окажется, что все-таки есть возможность возвращения к Богу и в вечности, так разве это плохо? Есть очень хорошие слова, что дверь в ад всегда заперта только изнутри. И выйти оттуда нельзя только по своему собственному состоянию.
Может быть, нераскаявшиеся грешники вообще исчезнут, уйдут в небытие, вместо того чтобы вечно пребывать в мучениях. Может быть такое? Может. Ведь в Псалтири есть слова: «Не так нечестивые, не так: но они как прах, возметаемый ветром с лица земли, потому не воскреснут нечестивые на Суд» ( Пс. 1, ст. 4-5). И толкования и переводы на этот стих есть разные: не устоят на суде, не воскреснут на суд… А может быть, муки нераскаявшихся грешников будут страшными, но все же лучше чем небытие, и поэтому они будут мучиться, но жить, отделенные от Бога, а значит счастья, как предполагают некоторые богословы? А может быть, муками будет само вечное присутствие перед Богом…? Может быть, может быть… Но муки будут – это точно и неоспоримо, не может не мучиться не желавший раскаяться грешник, когда его начнет жечь открывшаяся совесть и огонь Божией Любви. Они мучаются уже здесь. Только посмотрите на тех, кто постоянно гневается, раздражается, всегда всем недоволен или страдает от какой-либо неудовлетворенной страсти. Это же настоящие муки. Поэтому не будем испытывать, а покаемся, братия и сестры!
Диакон Олег Рыжков