«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23).
Чаще всего в этих словах православные стараются видеть указание на всяких антихристов как на противников Христовых. Сложно ведь представить себе, что человек верил во Христа, был аскетом (а иначе как изгонишь бесов?), творил чудеса и пророчествовал – словом, был истинным старцем, и вдруг Господь говорит ему, что знать его не знает!
Да как так?! Может, это вовсе не о старцах, а о каких-то гадах ползучих? Ясное дело, о проклятых козлищах речь, не об овцах и тем более не о пастырях. Да вот только много ли известно таких нехороших людей, у которых исполнялись пророчества? Неужели речь о нострадамусах с вангами и иже с ними экстрасенсах да колдунах? Не припомню, чтобы они делали это именем Христовым. Да и через меня на исповеди ни разу к Чаше не проходил ни один такой человек. Я даже специально опрашивал своих собратьев-священников. Им таковые тоже неизвестны.
И уж точно речь не о Гарри Гудини, Ури Геллере и Дэвиде Копперфильде. О ком же тогда? Тяжело верующему человеку принять тот факт, что наидостойнейшие из нас – по человеческим меркам – могут быть отвергнуты Господом на Суде. Ведь именно такие мерки я слышу от тех, кто являются поклонниками старцев людских: много молится, бесы ему повинуются, прозорлив, явный чудотворец. Не такой, как вы, о наёмники, получившие священный сан. Ну, разве что Литургию можете служить и Таинства совершать. Но гораздо лучше эти самые Таинства совершают, само собой, старцы, конечно же.
Голос Христа должна узнавать паства и за Ним идти
Лично меня обвинения в наёмничестве не оскорбляют, поскольку я себя считаю именно наёмником. Меня Христос нанял пасти Его овец, хоть я и сам овца из Его стада. Не я положил свою душу за них, но Сам Иисус Христос. Его голос должны узнавать овцы и за Ним идти, а вовсе не за мной, ибо я лишь слепец, худо-бедно старающийся следовать Божиему Закону. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145: 3), – справедливо говорит Псалмопевец. Ведь даже Иоанн Предтеча весь обратился в глас вопиющего в пустыне, указывающий на Того, Кто пришел искупить род человеческий от рабства диаволу. «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», – сказал за всех нас апостол Петр даже тогда, когда не понял ни одного слова из беседы Христа о Хлебе Небесном (см.: Ин. 6: 26–69). И правда, есть ли хоть один человек, способный не быть лишь песком в основании дома? Кто, как не Христос, является камнем, надежным основанием дома нашей жизни?
Поэтому я в своей скромной пастырской деятельности всегда стараюсь утвердить в сердцах православных христиан привычку не доверять даже ангелу с неба, если тот говорит нечто противное тому, что передали нам апостолы. Настаивая на том, чтобы всякий имел привычку читать Писание целиком и был знаком с творениями отцов и учителей Церкви.
– Вдруг я или кто-то другой с амвона начнет нести чушь, притом складно и красиво, – сказал я как-то своим прихожанам. – Ведь прельстили народ Божий и благочестивый священник Арий, и патриарх Несторий. И люди, впечатленные аскетизмом и высотой священного сана, поверили им и прочим, не потрудившись сверить их слова с апостольскими.
Саул изначально был избран Богом на царство, будучи человеком скромным, богобоязненным и исполненным веры. Став царем, он оставался простым в общении. Замечательное качество, не правда ли? Пророчествовал ли Саул? Было и такое. Пророчествовал первосвященник Каиафа, сыновья Скевы изгоняли бесов, а Иуда совершал многие знамения. Через недостойных священников всякий из нас может получить освящение. Бог открывал уста ослицы. Даже камни могут, по слову Господню, засвидетельствовать Божии дела. Однажды простая грязь, сделанная из дорожной пыли и плевка Христа, исцелила слепца. Но любые чудеса, источник которых есть один лишь Господь, не могут спасти самого чудотворца, поскольку от любого таланта Бог ждет плодов. Многие знают священников, запрещенных в священнослужении и даже лишенных сана за проступки, недостойные звания христианина. От многих людей я слышал, что эти священники привели их ко Христу, утешили, утвердили в духовной жизни. И это свидетельствует лишь о том, что Господь изливает Свою благодать через кого Ему угодно, но не оправдывает все дела таких священников. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2: 10).
Но может быть, я гиперболизирую проблему или вовсе выдумываю из головы, а на самом деле не существует никакой опасности, когда православный христианин во всем полагается на своего духовного отца, впечатленный его чудесами, пророчествами и подвигом молитвы? Не буду приводить слова святых отцов, ведь они жили давно, а сегодня ситуация могла измениться. Ну, мало ли… Приведу слова патриарха Алексия II:
Задача пастырей – вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя
«Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей… Участились случаи создания теми или иными пастырями таких церковных общин, в которых жизнь строится на авторитете самого пастыря… таковые пастыри забыли о том, что их задача – вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя. В подобного рода приходах создается атмосфера собственной исключительности, несовместимая с духом соборности, на которой зиждется Православная Церковь».
Я бы назвал данное явление злоупотреблением служебным положением или превышением должностных полномочий. Звучит по-светски официально, конечно, зато неплохо отражает саму суть проблемы. Что же касается самих чудес… Вспомните, что сказал Господь, когда апостолы с восторгом сообщили Ему, что даже бесы им повинуются: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).
О благодати чудотворения и прозорливости святитель Иоанн Златоуст говорит, что всё это лишь дар Подавшего ее, а те люди, которых Христос не знал даже в моменты проявления той благодати, наказываются за то, что сделались неблагодарными и нечувствительными пред Тем, Кто их так почтил[1]. Ведь благодать Божия действовала для блага других даже через тех людей, кто явно не был достоин этого. Что уж говорить о тех, кто являлся людям постящимися и молящимися! Блаженный Иероним отмечает, что речь идет не о тех, кто когда-то делал неправду, но о тех, кто до настоящего времени имеет склонность ко греху, даже если уже не имеет способности грешить[2]. Страшно, не правда ли? Неужели после этих слов кто-то из православных осмелится вверить дело собственного спасения кому бы то ни было из людей, чьи дела так строго будут рассмотрены на Суде?
Что же касается антихристов, которых было достаточно даже во время земной жизни Спасителя, то таковым, в понимании Православной Церкви, является любой человек, подменяющий Христа своей личностью, заслоняющий Его от других людей. «Кто подобен зверю сему?» – всякий раз как бы восклицает православный, не желающий пропускать каждое слово пастыря через сито Священного Писания. Поэтому я всякий раз считаю своим долгом напоминать, что строить свой дом на песке опрометчиво, ведь он рано или поздно рухнет. Ваш духовный отец благословляет нарушать Божий Закон хотя бы даже «из любви»? Одобряет сложившуюся вокруг него атмосферу непререкаемости его духовного авторитета или просто не борется с ней? Считает себя имеющим право вмешиваться в вашу жизнь, отдавая распоряжения, забыв о том, что Сам Господь лишь стучит в ваши двери, но не вышибает их? Подобно экстрасенсам и бабкам, «видит порчу и сглаз»? Бегите от него со всех ног к Самому Подателю всех благ. Верьте Богу и помните, что пал даже апостол Иуда, некогда совершавший чудеса.
– Вы же священник и обязаны верить всем, – как-то раз укорил меня один страж порядка.
Нет, не обязан. Верю я лишь Богу, Который дал мне жизнь и распялся за меня.