Диакон Олег Рыжков
«Нет, и в церкви все не так, все не так, как надо».
Владимир Высоцкий
При всей своей необузданной жизни и безудержном, страстном саморазрушении, будучи, по его собственным словам, неверующим человеком, но внутренне осознавая свою и общую греховность, каясь в своих песнях и стихах, при всем этом понимая бессмысленность безбожной жизни, Владимир Семенович Высоцкий каким-то одному Богу известным нутром чувствовал и выражал жизненную правду об обществе, стране и даже Церкви. За это и был всенародно любим. Любим огромным количеством людей и сейчас.
И мне хочется поразмышлять об этих его строках из знаменитой песни «В сон мне желтые огни»: «Нет, и в церкви все не так, все не так, как надо… И ни Церковь, ни кабак – ничего ни свято…». Что же чувствовал Высоцкий, крича под гитару своим хриплым, надрывным голосом такие слова?
Неужели он действительно считал, что Церковь не свята, так же как и кабак? Нет, конечно.
Эти отчаянные слова – крик души о том, что все вокруг подвержено греху, в том числе и внутри земной части Церкви.
Владимир Семенович не рассуждал, как церковный человек (ибо им не был), что Церковь свята Богом Христом, а не людьми. Те, кто уподобляются Богу, становятся святыми. Но святы они тоже не сами по себе, а приобщением к Святому Духу, соединяясь с Ним и освящаясь Божией благодатью. А без Бога все не свято. Без Бога все становится кабаком. Вот это, каким-то неизъяснимым чутьем и выражал поэт. Об этом и наш разговор.
В Церкви нет ничего лишнего. И всего в ней хватает для спасения человека, для служения и приобщения к Богу и Царству Небесному. Если есть что-то лишнее, или чего-то не хватает, то это в умах и сердцах у грешных людей, в том числе и у церковных. И именно поэтому многие люди, как и Владимир Высоцкий, не живя церковной жизнью, не понимая сути и устроения Церкви, сталкиваясь с несовершенством отдельных людей (и священников, которые тоже не святые), нередко наблюдая неправду, несправедливость в отдельных храмах, обвиняют всю Церковь в «не святости».
– Вы на себя посмотрите, – совершенно справедливо упрекают некоторых «православных» некоторые «неправославные», путая виноград с виноградной лозой и проходя мимо храма. Кстати, вот это состояние – «у меня Бог в душе» – нередко возникает именно по причине недоверия к Церкви из-за неправильного Ее понимания.
В Символе веры мы читаем: «Верую… во единую, святую СОБОРНУЮ апостольскую Церковь». Поэтому те, кто пытается сделать из Церкви армию, еретики. Церковь не армия. Церковь СОБОР (собрание) свободомыслящих, разумных людей, начиная от Патриарха и заканчивая прихожанами, собравшихся по своей собственной воле, чтобы вместе служить Богу и жить по Его заповедям. Да, в Церкви есть Устав, дисциплина и послушание. Все это сближает Церковь с армией, но все-таки Церковь не армия. Здесь можно провести аналогию светского языка с церковно-славянским. Похоже, но все-таки разное. Потому мы и не молимся на светском языке, что есть разное понимание смыслов. Есть жизнь, а есть житие и живот. Есть армия, а есть духовное воинство. И это при всей схожести разные понятия. В Церкви мы добровольно встаем в послушание, добровольно исполняем устав, добровольно учимся жить по-христиански, а это значит учимся любить Бога и ближних своих, уподобляясь Богу любви, и добровольно можем все это оставить. И сами за свой выбор отвечаем.
В армии не так. В армии служат или военнобязаные, или по контракту. Бог ни с кем никаких контрактов не заключает и никого военнообязанным не делает. Контракты, в лучшем случае, заключаются с государством и работодателем, в худшем – с диаволом, который был низвергнут в бездну, добровольно отпав от Бога.
И ангелы и люди – это свободные существа. Но свобода так же прекрасна, как и страшна. И вот это столпы всего понимания христианства. Если мы этого не понимаем, значит мы до сих пор ветхозаветные люди. И рабы своих собственных измышлений. Отсюда и непонимание Церкви многими и нецерковными, и церковными людьми, и даже представителями священства. Отсюда и вычитывания правил и отстаивание богослужений, а не искренняя, умная молитва. Отсюда раболепие и боязнь что-то внешне не так (не по уставу) сделать или исполнить. Отсюда же во многом и боязнь многих нецерковных людей приходить в храмы. Потому что, к сожалению, в них зачастую они находят не духовное воинство, а армию с «палочной» дисциплиной.
Церковь – это дух и плоть. Например, административная единица (приход, епархия, священник, настоятель, епископ) – это плоть. И если в них нет духа или плоть стоит над духом, то тогда и получается подобие светской армии или бездушной бюрократической машины, где во главу становится сухой закон и его беспрекословное исполнение, а не соборное служение свободных, думающих людей, научающихся любви. И больше всего нам нужно опасаться превращения Церкви в армию. Необходимо стремиться к Небесному воинству, где Глава Христос, мы в Нем, Он в нас, единое в целом, разнообразие в частностях – и во всем жертвенная, деятельная Любовь, а в ней свобода. Поэтому правильно все, что ведет к любви, и неправильно то, что к ней не ведет. Понимая это, мы всегда будем видеть, где Церковь, а где пародия на нее.
Диакон Олег Рыжков