ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 29-06-2018, 12:33

Источник информации

Духовный мир в православной традиции. pravlife.org

Проголосовать:
голосов: 0

Библия начинается словами «В начале сотворил Бог небо и землю». Согласно святоотеческому пониманию этих строк, «Земля» – это вселенная, в которой действуют известные нам физические, химические и математические законы, с той поправкой, что до грехопадения действие этих законов было в какой-то степени иным. В какой – мы не знаем. Например, все животные были травоядными, время было, но оно не умирало, как у нас, и т. д.












«Небо», в толковании отцов, – это духовный мир.

Бог и духовный мир

Бог является источником бытия духовного мира. По сравнению с Богом как Духом, и души людей, и Ангелы состоят из некой сотворённой духовной субстанции.
Бог не обитает в духовном мире и не обитает в физическом, но проницает и тот и другой. И хотя Он проницает мир, но мир Его не проницает. Бог был до создания Им духовного мира, так как Бог Сам есть причина своего бытия, а духовный мир имеет причину появления в Боге. Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Все остальные создания локализованы в пространстве. Он не нуждается в месте для Своего бытия, и нельзя назвать конкретное место, где
Он есть, и нет места, где Его нет.
Святой Иоанн Дамаскин: «Всё отстоит от Бога не местом, а природой».
«Бог присутствует везде и всецело присутствует в каждом луче Своей благодати» (Григорий Палама).
Из Писания мы знаем, что есть четыре места в мироздании, где Бог присутствует особым образом.
    1. Небеса или духовный мир (Пс. 113:24).
    2. Храм (3 Цар. 9).
    3. Человек как храм Божий (Кор. 6:16).
    4. Святые места как могилы подвижников. Мощи и т. п. Крест, иконы.
После Второго пришествия вся вселенная будет местом особого присутствия Божьего, когда «Бог будет всяческая во всех».
Рай и духовный мир традиционно рассматривается как то, что находится вверху по отношению к человеку, а ад – то, что по отношению к человеку внизу.
Известный индийский мистик Кабир как-то уснул в мечети ночью. Сторож стал его укорять, что он заснул ногами к божеству, на что Кабир ответил совершенно в христианском духе: «Дорогой, покажи мне место, где Бога нет».
«Законы, по которым создано мироздание, логосы обоих миров, существуют параллельно, и Бог одинаково проявляет себя и в духовном мире, и в физической вселенной» (Святой Максим Исповедник).
Библейский пророк говорит, что видел оба мира как «Колесо в колесе», то есть существующие одновременно и вместе, хотя это и два разных измерения созданного бытия.
Животные и растения принадлежат всецело физическому миру, однако могут воспринимать благодать через человека, Ангелы – к духовному всецело, хотя способны деятельно влиять на процессы в мире физической вселенной, а человек одновременно принадлежит двум мирам и может полноценно в них функционировать.
И животные, и люди в силе при определённых условиях видеть оба мира одновременно. Ангелы всегда могут действовать в двух мирах и видеть их. А от падших ангелов сейчас закрыты небеса, и они действуют в неких подступах к духовному миру, действуют духовно, но относятся к миру физической вселенной, на небо им хода нет.
После грехопадения Бог сокрыл от человека возможность непосредственного созерцания реалий духовного мира. Для преодоления этого барьера существуют два пути: ложный и верный.
Ложный путь – обратиться к тёмной силе или тяжело грешить.
Например, стать алкоголиком. Интересно, что даже алкоголики древнего Вавилона и Египта видели в момент опьянения демонических существ.
Один священник рассказывал, как его отцу алкоголику являлись демоны и уговаривали убить его жену (маму священника), а он им отвечал: «Нет, я её не убью, я её люблю». И потом гонял вилкой демонов по столу.
Занятие колдовством и вообще оккультизмом размывает барьер, но человек становится демоноликим и приобщается тёмным энергиям. И это его губит.
Верный путь – правильная духовная жизнь в православии. По мере победы над страстями и оздоровления души восстанавливаются её познавательные способности и человек начинает видеть мир духовный. Это результат духовного роста человека, но проявляется тяга к этому довольно рано.
Приведу несколько примеров.
Епископ Митрофан Никитин однажды огорчённо сказал прихожанам, что те читают разные брошюры о конце света, но игнорируют творения Василия Великого, Иоанна Златоуста и других святых отцов. Он даже не мог от горя привести аргументы в пользу чтения трудов святых, лишь сокрушался, что их никто не читает.
И одна прихожанка, потрясённая его горем, пришла домой и начала читать «Шестоднев» святого Василия Великого. И когда она дошла до середины книги, то вдруг осознала, что внутри её, во всё время чтения, горит свет, посылающий всему её существу необыкновенную радость и теплоту. Они рождаются только тогда, когда ты рядом с таким человеком, которому полностью и без остатка нужен и которым ты любим.
Одна студентка  читала житие святого Серафима Саровского и неожиданно ощутила, что её как будто любовью обнимает этот прекрасный святой.
Православие может объяснить подобные явления.
Святой Феофан Затворник говорит: когда мы читаем автора с полным вниманием, его дух передаётся нам. Это касается любого автора. Один верующий человек, прочитав безобидную детскую книгу атеиста Марка Твена «Принц и Нищий», ощутил в себе сухость неверия, которую сумел прогнать только молитвой.
А ведь в этой книге практически не говорится о вере, но так подействовал сам дух автора.
Тем более действует на нас дух святого.
По мере стяжания благодати открывается правильный доступ в духовный мир.
Старец Виталий Сидоренко отмечал, что даже прозорливость святых – только от любви. Поэтому мамам дана некая прозорливость относительно собственных детей (Иоанн Крестьянкин).
Есть ещё способность духовного постижения мира. Это не прозорливость в чистом виде, но способность постичь суть происходящего с точки зрения Неба. Это мог делать Адам, может делать христианский подвижник. В качестве особого дара «прозорливость» даётся настоящим поэтам и сказочникам и при определённых обстоятельствах тем, кто страдал. «Значимое слово из пережитых горечей сложить» (Самуил Маршак). В раю эта способность будет восстановлена уже у всех спасённых, так как все будут на всё смотреть верно, по-Божьему.

Ангелы и демоны












До вознесения Христова демоны могли посещать Царство Небесное (вспомним, как враг пришел на Небо об Иове с Богом говорить).
После Вознесения они не могут этого делать и населяют атмосферу земли, на которой и сосредоточено их внимание.
Демоны не управляют адом, но и сами боятся его.
Ангелы и демоны локализованы в пространстве и не вездесущи. Например, когда Архангел Гавриил был на земле, его не было на небе.
Сами по себе они не являются всезнающими.
Но Ангелам многое открывает Бог, и Они созерцают прозорливо мир в Боге. Во Всевышнем они слышат мысли людей и видят их сердечные и душевные движения.
Демоны не читают мыслей и не знают, что в душе человека происходит («Добротолюбие»). Они по внешним признакам строят догадки, но не знают точно, как отозвались в нас брошенные ими страстная мысль или чувство.
В Духе Ангелы связаны во единую Церковь. Они находятся в постоянном общении.
Демоны эгоистично разобщены и не дружат, хотя и работают в неком разбойничьем согласии. Они не могут всё одновременно видеть, не могут духовно постигать мир. Они всё оценивают с точки зрения своей злобы и поэтому не могут предположить, как поступят светлые силы.
Так, в воплощение Христово демоны не верили, даже когда Он явился в мир. Враги не могли предположить, что Бог настолько смирится, что станет человеком. А предположить они это не могли, так как не знают смирения сами и всех меряют по себе.
Им ненавистно всякое добро («Апологии» И. Философа), но особенно они ненавидят благодать и благодатное добро и всячески гонят его. Святой Макарий Великий говорит: «Где Дух Святой, там гонения».
Но над фарисейским добром они потешаются, потому что это всего лишь тщеславие.
Некий паломник из Оптиной пустыни встретил там одержимого. Паломник его перекрестил, а враг из одержимого рассмеялся и сказал: «Враг смеётся над тобой».
В православной традиции не поощряется интерес к нечистой силе, даже с точки зрения исследования. Поэтому у нас в отличие от католиков нет множества книг по данному вопросу. Это связано с тем, что когда долго смотришь в бездну, бездна начинает смотреть в тебя. Человек, изучающий нечистых, невольно пропитывается злом.

Ад












Ад – это прежде всего состояние души неспасённого, но и некое место, где до Страшного суда находятся погибшие души.
Бог и святые объемлют ад своей любовью и делают всё, чтобы его обитатели всё же спаслись.
Ад – это место, где люди не видят друг друга. Там каждому кажется, что он здесь один и вокруг никого нет. Это окончательная проекция и воплощение человеческого эгоизма. Когда мы молимся о попавших в ад, они получают возможность видеть других его обитателей, то есть впервые видят людей в людях.
Старец Паисий Афонский говорил: созерцая ад он заметил, что в нём только 30 % людей находятся в демоническом состоянии и хулят Бога, а большинство желает покаяться.
На возможности спасения из ада основаны молитвы Церкви об умерших. На Пятидесятницу церковь молится «о иже во аде держимых». И они получают помощь.
Есть тут некая антиномия. Святые отцы (Иоанн Дамаскин) говорят, что в аду невозможно покаяние.
Но церковные молитвы о тех, кто в аду, могут быть результативны не извне (ведь это состояние души, а потом – место), а изнутри. И для спасения необходимо только покаяние. Значит, покаяться всё же можно и в аду. Очевидно, именно молитва о попавшем в ад приводит его душу к такой возможности и такому желании, смягчает душу, даёт ей силу покаяться.

Умершие














Из притчи о богатом и Лазаре мы знаем, что и те, кто в аду, и те, кто в раю, видят землю и видят всё, что в ней есть.
Не только к святым можно обращаться в молитвах. Антоний Сурожский, когда ему было трудно, молился своей умершей маме, и она всегда помогала ему.
Особенно часты случаи, когда умершие мамы помогают своим детям. Это говорит о том, что все спасшиеся постоянно заботятся о людях – и так продолжают и в раю творить добро.
Когда я служил сторожем в храме рождества Христова, произошёл такой случай. Однажды к храму пришел 12 летний мальчик, который попросил поесть. Мы его накормили, и он рассказал нам о себе.  Некоторое время назад у него умерла мама, и он жил у бабушки. Но там ему не понравилось, он бросил школу и ушел бродяжничать. Уже месяц мальчик скитается по городу. Мы сумели убедить его войти в храм и помолиться о маме. Он вошел и постоял там с полминуты. Выйдя, сказал, что уже помолился. И ушел. А наутро прибежал к нам и сказал, что к нему ночью приходила его мама и просила о двух вещах: чтобы он ходил в школу (а это означало и возвращение к бабушке) и чтобы каждое воскресение посещал храм.
Но и наши молитвы помогают умершим.
Митрополит Вениамин Федченков свидетельствует, что в Сербии знал человека, читавшего Евангелие по усопшим. Однажды этот человек увидел душу покойного, возле которой стояли демоны. Они подталкивали друг друга, чтобы взять душу, но не могли идти. Они злобно говорили друг другу: «Не можем идти – там читают Книгу».

Воздействие духовного мира

Оно постоянно. До Воскресения и вознесения Ангелам было очень сложно помогать людям.
Ангел, явившийся пророку Даниилу, говорит, что замедлил на несколько недель, потому что его не пропускал князь Персии, то есть демон, действующий в Персии. И только когда явился на помощь Архангел Михаил, Ангел смог прийти к Даниилу.
После Вознесения враг лишен прежней силы и не может вредить христианину, если тот идёт к Богу.
Теперь Ангелы и святые постоянно участвуют в жизни множества людей. Цель – спасение людей, исполнение желания Бога: «чтобы всем спастись и в разум истины прийти».
(Рассказано архимандритом Киприаном, игуменом монастыря свв. Киприана и Иустины. Фили, Греция):
«Около четырех лет тому назад нам позвонили с просьбой приобщить Святых Таин одну пожилую женщину, вдову, живущую в пригороде Афин. Она была старостильница и, будучи почти совсем прикована к постели, не могла бывать в церкви. Хотя обычно мы не совершаем таких треб вне монастыря и направляем людей к приходскому священнику, тем не менее в этом случае у меня было какое-то чувство, что я должен идти, и, приготовив Святые Дары, я отправился из монастыря. 
Я обнаружил больную, лежащую в бедной комнатке: не имея своих средств, она зависела от соседей, которые приносили ей еду и другие необходимые вещи.
Я поставил Святые Дары и спросил ее, хочет ли она в чем-нибудь исповедаться. Она ответила: "Нет, за последние три года на моей совести ничего нет, что уже не было бы исповедано, но есть один старый грех, о котором я хотела бы рассказать вам, хотя и исповедовала его многим священникам". Я ответил, что, если она уже исповедовала его, ей не следует делать этого снова. Но она настаивала, и вот что она мне рассказала. 
Когда она была молода и только что вышла замуж, лет 35 тому, она забеременела в тот момент, когда ее семья была в очень тяжелом положении. Остальные члены семьи настаивали на аборте, но она отказалась наотрез. Всё же в конце концов она поддалась на угрозы свекрови, и операция была сделана.
Медицинский контроль подпольных операций был очень примитивным, в результате чего она получила серьезную инфекцию и через несколько дней умерла, не имея возможности исповедать свой грех.
В момент смерти (а это было вечером) она почувствовала, что душа ее отделяется от тела так, как обычно это описывают: душа ее оставалась поблизости и смотрела, как тело обмывают, одевают и укладывают в гроб. Утром она последовала за процессией в церковь, наблюдала за отпеванием и видела, как гроб поставили в катафалк, чтобы отвезти его на кладбище. Душа как бы летала над телом на небольшой высоте. 
Вдруг на дороге появились два, как она описывала, "диакона" в блистающих стихарях и орарях. Один из них читал свиток. Когда автомобиль приблизился, один из них поднял руку, и автомобиль замер. Шофер выбрался, чтобы посмотреть, что случилось с мотором, а тем временем Ангелы начали беседовать между собой. Тот, который держал свиток, содержавший, несомненно, список ее грехов, оторвался от чтения и сказал: "Жаль, в ее списке есть очень тяжелый грех, и она предназначается аду, потому что не исповедала его". "Да, – сказал второй, – но жаль, что она должна быть наказана, потому что она не хотела этого делать, а ее заставила семья". "Очень хорошо, – ответил первый, – единственное, что можно сделать, – это отослать ее обратно, чтобы она могла исповедать свой грех и покаяться в нем".
При этих словах она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, к которому она в этот момент чувствовала неописуемое отвращение и омерзение. Спустя мгновение она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который уже был закрыт. Можно вообразить последовавшую за этим сцену. Выслушав ее историю, которую я изложил здесь вкратце, я преподал ей Святое Причастие и ушел, славя Бога, даровавшего мне услышать это…» (Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. СПб., 1994 г.).
Святой Феофан Затворник сравнивает молитву с электрическим проводом, мгновенно передающим ток – сигнал. Это, конечно, аналогия, но духовный мир непрерывно воздействует на физическую вселенную.
Девочка лет 12 из воскресной школы некого храма в Украине рассказала мне: когда у них в доме случился пожар, ей приснился её Ангел Хранитель и разбудил её.
Почему же большинство людей не ощущают духовный мир? Потому, что люди не живут духовно и светло. Грешник соединяется с тёмной стороной духовного мира и чувствует депрессию, уныние, печаль.

Что такое рай











Святой Исаак Сирин: «Рай – это любовь Божия, в которой содержится блаженство всех блаженств».
Вне православия существуют разнообразные философские, литературные и даже религиозные модели рая.
В литературе есть образ: Старый Бог с бородой и скучные праведники в белом.
Образ вечности, придуманный Достоевским, – «баня с пауками» Свидригайлова.
Рай в католицизме и у протестантов – это место, сад с бананами. Его блаженство – вечное созерцание Божества.
Рай сектантов – это некое комфортное место, где решены жилищные и материальные проблемы.
В православии рай – это прежде всего место, где обитает Бог. На земле человек ищет подлинной любви и понимания, но редко находит их. На земле человек страдает оттого, что создан быть любимым, как любит Христос, но его почти никто или вообще никто так не любит.
В раю человек каждую секунду ощущает величайшую высоту любви, направленную на него. Там его любят все.
Христос говорит: если кто отречётся от чего-либо ради Бога, то получит во сто крат и жен, и родителей, и детей. В раю это исполняется сполна: человек любим всеми обитателями рая, и так, как если они его мамы, мужья и жены. Но и сам он относится так же к другим.
В раю человек видит, что Бог Отец любит его точно так, как Бога Сына, а Бог Сын любит его как Бога Отца.
Для всех людей в раю другой райский человек – бог после Бога. Но и они для него такие же родные.
У А. Шопенгауэра есть сравнение, что люди, сходясь друг с другом, похожи на дикобразов: они и хотели бы быть вместе, но колют друг друга иглами и потому вынуждены расстаться.
Но в раю Господь навсегда освобождает боровшихся с грехом от всех страстей. Там никто не испытывает похоть, неприязнь, никто не завидует, не превозносится, не гордится.
В раю все имеют смирение Христово и каждый считает другого высшим себя. Это относится даже к святым.
Представьте себе, однажды в раю встретятся Николай Чудотворец и некая студентка ПДК ДОННУ. Она, увидев святого, подумает: «Это великий чудотворец, он всему миру помогал, он лучше меня». А святой Николай подумает: «Она детей воспитала в вере, её муж всю жизнь мучил, а она терпела –  всё-таки она лучше меня».
В раю люди не находятся в одном застывшем состоянии, но постоянно возрастают в своём приобщении к Богу. Отцы и богословы говорят, что движение к совершенству в раю никогда не прекратится, так как Бога можно постигать вечно и к Нему можно вечно возрастать.
Максим Исповедник, Ириней Лионский, Григорий Нисский видят вечную жизнь как вечное движение к Богу. Блаженство динамично, оно есть неисчерпаемое творчество, непрестанное движение от славы к славе (2 Кор. 3:18).
В раю все абсолютно друг друга понимают. Рай – это реализованная жизнь, как любовь, и любовь как жизнь.
Люди в раю не скучают, но нам почти неизвестно, что они там делают. Точно мы знаем, что все жители рая постоянно и деятельно участвуют в жизни людей земли, помогая им спастись.
И, несомненно, в раю человек в полноте раскрывается как малый творец. Поэт остаётся поэтом, художник художником и т. д. Но как именно они будут реализовывать свои дары, мы не знаем. Известно только, что все они всегда будут нести в мир новую красоту, которой ещё не было.
Сам Бог является раем для святых и адом для грешников. И в раю, и в аду Он одинаково любит и праведных, и грешных, но праведным Его любовь – радость и источник блаженства, а грешным – источник мучений.
Святой Григорий Богослов: «Троица, Которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими в мучении».
Святой Григорий Палама говорит о просвещающем и мучающем свойствах благодати, ссылаясь на слова Иоанна Предтечи: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». Эти свойства зависят не от Бога, а от сердца человека, «когда каждый будет получать соответственно своему расположению» (Григорий Палама).
Опыт святых и праведников (Софроний Сахаров) говорит о том, что вначале они ощущают благодать, как попаляющую в душе то, что противно Богу. Поэтому после причастия человеку может быть плохо. По мере очищения сердца каждый начинает ощущать благодать как свет.
Апостол Павел, восхищенный в рай, говорил, что «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Однажды святой Симеон Новый Богослов был, как и апостол, в таком же состоянии и сказал: «О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на земле!» И Бог ему ответил: «То, что испытывают даже святые здесь, на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством, подобно солнцу, нарисованному углём на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим в небе».

Артем Перлик
 

В сюжете: Артем Перлик Вселенная Бог человек Земля Небо духовный мир

 

Просмотров: 1 357
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru