Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О богатстве
Когда богатый юноша не сумел пойти за Спасителем, Господь произнес обжигающие разум слова: «Трудно богатому войти в Царствие Божие». А почему? А потому что богатство расширяет возможности для удовлетворения человеческих потребностей. У богатого нет никаких ограничений – материальных, внешних, – чтобы делать все, что захочется. Но мы знаем: то, что хочет человек, движимый желанием плоти своей, является по большей части греховным. И Господь повелевает нам не делать то, что хочется, особенно когда денег много. Так происходит эта коллизия: столкновение материальных ценностей, увлечения этими ценностями, с заповедью Божией. Не все выдерживают это столкновение так, чтобы душу свою спасти, – нередко люди отдают свою жизнь мамоне, то есть удовлетворению своих материальных потребностей без всяких ограничений – настолько, насколько денег хватает.
Богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится
Богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится (см.: Лк. 12: 48). И речь идет не только о способностях человека или о власти, которую он получает, но и о богатстве. Если тебе много дано, с тебя Господь много и спросит. И для того чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг – подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы, которая приводит к такому состоянию, когда человек умом своим может регулировать свои потребности, не впадая в крайности и не уподобляясь животному, которое ест до тех пор, пока есть корм.
Одному из наших новомучеников и исповедников принадлежат замечательные слова: «Богатство – это то, что помогает жить, но что не может быть смыслом жизни». Осознание того, что богатство, обладание материальными ценностями не может быть смыслом жизни, сегодня является вызовом для очень многих людей, которые, обретая богатство, теряют чувство меры, теряют критическое отношение к своим собственным желаниям и потребностям и попадают в этот плен. И не само по себе богатство греховно, а то, как человек богатство использует.
Мы ведь знаем, что не только ко греху используются материальные возможности. Многие состоятельные люди строят храмы, жертвуют на монастыри, занимаются делами благотворительности. Мне постоянно приходится встречаться с такими людьми, которые часто ведут себя очень скромно, хотя материальные возможности позволяют им любым образом реализовывать себя в жизни и позиционировать себя перед другими. Эта скромность свидетельствует о том, что человек не упивается тем, что Господь ему дал, и, не теряя критического отношения к самому себе, разумно использует то, чем обладает.
Из проповеди после Литургии
в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре
16 декабря 2018 года
О ситуации на Украине
Разве через язык силы и ненависти может быть явлена воля Божия? Да никак!
Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине. Мы знаем, как силы зла восстали на Православную Церковь. Силы зла, которые рядятся в ангела света, которые видимым образом будто защищают лишь создание некоей ни от кого не зависимой Церкви, что якобы соответствует статусу независимого государства. Казалось бы, а почему бы и нет? Может быть, эти люди правы, и в независимом государстве должна быть независимая Церковь? Правда, в истории так бывало редко, потому что Церкви очень часто простирали и до сих пор простирают свое пастырское попечение на многие народы и на многие государства. Но почему бы не допустить такое в отношении Украины? Нельзя допустить! Послушайте тех, кто борется за так называемую независимую единую Церковь, прислушайтесь к интонациям, прислушайтесь к словам. Какая же там злоба, какая ненависть! А разве злоба и ненависть могут быть от Бога? Да нет же! А все те, кто стремится утвердить сегодня так называемую незалежную Церковь, кто ради этого готов погубить жизнь других людей, сломать церковную жизнь, ворваться в храмы и монастыри, захватить их силой, – разве язык силы, которым они говорят, является языком Божиим? Разве через такой язык силы и ненависти может быть явлена воля Божия? Да никак!
Потому речь идет не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идет о том, какой быть Церкви на Украине – Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только рядящейся в одежды светлые. Послушайте лидеров раскола: с какой ненавистью они говорят! Разве это пастырское слово? Разве это слово любви? И послушайте Блаженнейшего Онуфрия, иерарха нашей Церкви, который никогда ничего плохого не говорит даже о раскольниках. Молятся, плачут люди о том, что есть раскол, но никто же ведь не предлагает государству уничтожить раскол силой, даже грубых слов в адрес раскольников не говорят. Вот как все просто: одни участвуют в наследии святых во свете, а другие впадают во власть тьмы. И для того чтобы отличить свет от тьмы, не нужно много мудрствовать – достаточно внимательно послушать тех, кто говорит о свете, а на самом деле пребывает во тьме.
Из проповеди после Литургии
в храме святой мученицы Татианы в Люблине,
Москва, 9 декабря 2018 года
18 декабря 2018 г.