Фото: Елена Загорская / pg21.ru
Все мы знаем, что высшей добродетелью для христианина, да и вообще для любого человека, является любовь. Мы знаем, что Сам Бог именуется Любовью и что всё, что делается в Церкви и вообще в жизни человека без любви, имеет очень небольшую цену.
И в то же самое время мы знаем, как редко встречаются люди, обладающие этой добродетелью. Знаем, как редко обретаем ее в себе самих. И от всего этого мы испытываем и страдания, и скорбь, потому что нам хочется, чтобы жизнь вокруг нас была наполнена любовью. Ведь где любовь – там и тепло, там и радость, там и мир, там нет очень многого из того, что причиняет нам боль и нашу жизнь отравляет.
Любовь к ближнему предполагает отказ от чего-то, чего мы хотим и даже что нам необходимо
Мы, христиане, достаточно часто говорим о том, что мешает человеку любить. И прежде всего упоминаем обычно о том, что возрастанию в любви мешает эгоизм – в этом случае любовь к ближнему постоянно входит в противоречие с неправильной любовью к самому себе. Иначе быть не может, потому что любовь к ближнему предполагает в самых различных ситуациях отказ от чего-то, чего мы хотим и даже что нам необходимо. Это становится возможным тогда, когда у нас появляется навык думать о другом человеке – о том, что нужно в этих обстоятельствах прежде всего ему, а не нам самим. А еще у нас должен быть навык в какие-то моменты забывать о себе и всё внимание, силы направлять на нужду другого. Конечно, это то, что требует труда – постоянного труда над собой. Но, прежде всего, это то, на что нужно решиться.
Почему необходима смелость, чтобы любить? Потому что любить, оказывается, на самом деле страшно. Может быть, кого-то удивит такое сочетание слов – «бояться любить», но если мы внимательно и честно посмотрим в свое сердце и постараемся понять, что нас останавливает, что не дает идти путем любви, то обнаружим, что чаще всего это именно страх.
Есть такое устоявшееся выражение – «зона комфорта». Это привычная для человека обстановка, привычка поступать определенным образом, привычное чувствование себя и мира. На самом деле эта «зона комфорта» может быть очень некомфортной, в ней может быть неудобно жить, но человеку не хочется ничего менять, потому что идти накатанным путем ему проще. А любить – это всегда жить в чем-то не так, как ты привык. Любить – значит впустить в свою жизнь что-то, что эту жизнь изменит, и мы не можем предугадать, как. И не только что-то, но и кого-то – других людей, каждый из которых – живая, меняющаяся, неповторимая вселенная. И когда человек понимает всё это, он может сказать себе: «нет, не надо». Он может не осознавать этого до конца, но это решение – от любви отгородиться – он принимает сам.
Человек может не осознавать этого, но это решение – от любви отгородиться – он принимает сам
На самом деле то же самое можно сказать и о любви к Богу. Человек, решающийся любить Бога, тоже выходит из привычной «зоны комфорта». Почему? Потому что Господь говорит: знаком любви к Нему является исполнение Его заповедей. А исполнять заповеди всегда, а не только когда этого хочется и к этому располагают обстоятельства, – тоже очень трудно и неудобно.
Боязнь, что привычная жизнь изменится, – первая причина, почему любить страшно. Еще одна причина – страх быть отвергнутым. В любви человек идет навстречу другому человеку – и никто не может гарантировать, что движение будет взаимным, как и любовь. О любви к Богу этого сказать нельзя, потому что прежде всего Господь любит нас, а мы на эту любовь только откликаемся. Но если у человека живого, реального опыта общения с Богом нет, он сомневается. Эти сомнения и оттого еще, что человек порой даже Богу хочет открыться с одной главной мыслью: а получу ли я тот ответ, на который рассчитываю? Нет, ответ Бога может быть совсем иным, и он опять-таки может изменить нашу жизнь так, как мы этого и не предполагаем. Но это будет ни в коем случае не отвержение – это будет то, что Господь нам даст для того, чтобы мы могли достигнуть спасения и быть с Ним.
Мы часто говорим, что христианство предполагает личные взаимоотношения с Богом. И бывает, что человек и не стал еще толком христианином, а может быть, и вовсе не ходит в храм, а личные отношения с Богом у него уже есть – и для него они полностью состоят из его претензий по отношению к Богу. Мало ли мы встречаем людей, которые винят Бога во всем, что в их жизни «не так», вместо того чтобы задуматься, каковы причины этого в действительности… В отношениях с людьми тоже бывает так, что наша «любовь» к ним практически на сто процентов состоит из представлений о том, как они должны любить нас. А какое-либо несоответствие этим представлениям мы называем отвержением. Но это не отвержение на самом деле – это признак того, что мы любви не испытываем и не знаем, что она есть такое. И только поборов свой страх «прогадать», не получить какой-то выгоды или даже не получить вообще ничего, а только отдать, мы можем это узнать.
Не выдумать, не слепить, не сыграть
Еще одна причина страха перед любовью – это необходимость открываться другому таким, каков ты есть. Человеку с внутренними сложностями, внутренней неправдой, противоречиями это бывает очень и очень трудно. Нужно учиться открываться искренне сначала хотя бы самому себе. Многие ли из нас готовы заглянуть в свое сердце глубоко и беспристрастно и разглядеть, что там есть? А разглядев, не отшатнуться, не испугаться, а начать предпринимать усилия, чтобы изжить в себе то изломанное, искаженное, больное, из-за чего нам не хотелось даже в свое сердце заглядывать. К сожалению, решаются на это немногие – гораздо чаще люди выбирают жить не по-настоящему, закрываясь от себя, заполняя свою жизнь чем-то, что их от этой встречи с самими собой отвлечет. Но любить, живя поверхностной, ненастоящей жизнью, невозможно. Поэтому на пути к христианской любви нам не миновать этой встречи. И не нужно пытаться ее избежать, поскольку мы все равно не сможем любить и какую-то часть самих себя скрывать, любить – и играть при этом какую-то придуманную роль. В течение какого-то времени это может человеку удаваться, но любовь при этом будет деградировать и в конце концов просто умрет. Ведь тот, другой, человек опять-таки может любить только человека не выдуманного, не сыгранного, не слепленного, а живого. В любви всегда раскрывается глубина обоих любящих людей, а если ее нет, и непонятно даже, что это такое, то это не любовь, а что-то другое – либо зависимость, либо необходимость, либо увлеченность.
Особые узы
Почему еще любить страшно? Потому что любовь предполагает ответственность за того, кого ты любишь. Причем ответственность не только за человека – ответственность и перед человеком. Прежде можно было сказать: «Почему я должен в своих поступках сообразовываться с тем, что думает и чувствует кто-то другой?». А полюбив, мы так сказать уже не можем. Это добровольное принятие уз любви – уз совершенно особых.
И если это так по отношению к людям, то еще в большей степени это так по отношению к Богу. Мы отвечаем перед Богом за всё то, что есть в нашей жизни. Мы ответственны за то, чтобы именно за нас оказалась не напрасно пролитой кровь Господа на Кресте.
Мы ответственны за то, чтобы оказалась не напрасно пролитой кровь Господа на Кресте
А помимо ответственности, есть еще одна очень важная вещь. Преподобный Силуан Афонский говорит, что чем больше любовь, тем больше страдание. И вроде бы непонятно: разве любовь должна приводить нас к страданию? Сама по себе любовь дает человеку счастье. А к страданию нас приводит та жизнь, которая окружает нас, когда мы смотрим на нее глазами любви. То, что человек решается любить, означает, что он решается переживать внутри себя всё, что связано с любимыми, – и, может быть, даже глубже и сильнее, чем переживают это они сами. Ребенок беспечно шлепает по лужам, а материнское сердце неспокойно: не простудится, не заболеет ли? Ребенок пропал куда-то, его нет дома лишний час – и материнское сердце разрывается, рисует себе картины одна ужаснее другой и с болью взывает к Богу. Всё то же можно сказать и о любом любящем сердце – и чем больше оно вмещает людей, тем чаще наполняется тревогой, болью, сжимается от жалости. Можно без преувеличения сказать, что жизнь человека любящего обретает много различных граней страдания, которые могли бы остаться ему неведомыми. Но при этом нужно понимать, что любовь к другим людям и к Богу избавляет человека от зацикленности на себе, которая приносит человечеству страдания гораздо более тяжелые, безысходные и, самое главное, бесплодные.
Как воздух и вода
И, наконец, нужно сказать, что любить страшно потому, что, живя в любви, мы в какой-то момент не сможем не пожертвовать собой. И каждый раз, когда мы видим совершенную Любовь, пригвожденную ко Кресту, нам нужно отдавать себе отчет, какая от нас может потребоваться жертва. Господь прямо говорит, что нет больше той любви, чем если кто-то положит жизнь свою за близких людей. И когда ты смотришь на Крест и понимаешь, что это то, к чему тебя может привести твоя любовь, – от этого тоже может захотеться спрятаться. А преодолеть этот страх можно только вместе с Богом, Который прошел до нас этим путем любви.
Без любви нет нравственного выбора, а без нравственного выбора нет человека
Чтобы обрести смелость любить, нужно простое и ясное понимание: любовь человеку необходима. Она нужна как воздух, как вода – без нее человек духовно иссушается, задыхается и умирает. Любая жизнь без любви – это умирание, и любая жизнь на земле с любовью – это жизнь подлинная. Без любви нет нравственного выбора, он может обуславливаться только ею, – а без нравственного выбора нет человека, есть только некий биологический уровень существования. И напротив, когда человек начинает жить не для себя, а для тех, кого он любит, невзирая на все те трудности, которые могут его любви сопутствовать, – это дает ему совершенно удивительное наполнение жизни, иное ее качество, которого он не смог бы получить никакими материальными средствами. Жизнь становится какой-то безграничной, неисчерпаемой. И это то, что, будучи положенным на другую чашу весов, пересиливает любые страхи.