Протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ
В духовной жизни есть явление, которое в православной аскетической традиции получило название «цепочка греха». Прелюбодеяние рождает лицемерие и ложь, ложь влечет за собой убийство… Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой, как звенья одной цепи. Совершение греха ставит человека в ситуацию, когда самым «простым» и легким выходом кажется другой, иногда намного более тяжелый грех. И положить предел наматыванию этой цепи способно только покаяние.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Причем, в покаянии важно различать сознательно психологический, таинственный и деятельный аспекты.
Прежде всего, покаяние — это, как следует из значения греческого слова «метанойя», «перемена ума», или, выражаясь современным языком, перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения.
Не случайно свое общественное служение Господь Иисус Христос начал именно с проповеди покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф 4:17; Мк 1:15). Покаяние — это прежде всего сожаление о совершенном греховном поступке и твердое решение никогда его более не повторять. Сожаление о грехе часто имеет психологически-эмоциональное выражение — это и плач, и сокрушение сердца. У Давида это проявилось еще и в том, что он строго постился и лежал на голой земле.
Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния — таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Свое завершение оно получает в Таинстве исповеди, когда Бог через священника «отпускает», «разрешает» те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальная исповедь не принесет пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.
Покаяние действительно способно разорвать «цепочку греха», вывести человека из круговорота страстей и пороков. Но сила и величие покаяния еще и в том, что оно выковывает первое звено в «цепочке добродетелей». Это — третья, деятельная сторона покаяния, которую многие, увы, упускают из виду. Но без нее покаяние неполно, а грех — не излечен. Этот аспект покаяния заключается в том, что покаявшийся стремится на практике совершать дела, противоположные прежним грехам.
Тот, кто гневался и злословил — старается жить со всеми в мире, терпеливо перенося обиды. Тот, кто был скуп и жаден — подает милостыню и помогает ближним. Унывавший и печалившийся — учится духовно радоваться, видеть во всем промысел Божий и благодарить Бога за все. Обжора и чревоугодник — старается обрести меру в еде и постигнуть смысл поста. Прежний сквернословник учит молитвы, чтобы прославлять Бога, вместо того, чтобы хулить ближнего.
Только так, зародившись в уме через осознание совершенного греха, утвердившись в сердце через плач и сокрушение, покаяние исцеляет страсти и пороки через непрестанное делание добрых дел.