Как научиться правильно читать жития святых, чтобы получить от них пользу, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
Читая жития святых, мы очень часто сосредотачиваем свое внимание на чудесах и ярких событиях. В то же время мимо нас проходят важные эпизоды из жизни подвижников, которые многие не замечают или которые вообще в житийную литературу не попадают.
Жанр «жития» – особый. Это своеобразная литературная икона, которая изображает самое главное в жизни подвижника, отсекая все временное и лишнее. Но порой именно это «временное» очень важно для современного человека.
Ведь как часто бывает, что люди, начитавшись древних патериков, впадают в жажду чудес и, не встречая их в своей обыденной обывательской жизни, разочаровываются и начинают роптать на Церковь, которая «уже не такая, как в древности» и якобы «утратила святых».
Есть и другая проблема. Современный человек, читая о недостижимой, по его мнению, святости, впадает в уныние и начинает нерадеть о своем спасении. «Как же тут спасешься?» – скажет иной, если святые вот исцеляли одним словом, бесов изгоняли, горы двигали, муки терпели, а мы ничего не можем.
На самом деле всё не так, ведь святые – это такие же люди, как и мы с вами. С такими же проблемами и сомнениями. Это становится особенно явственно, когда читаешь дневники или письма подвижников, живших еще не так давно. И тогда для многих может стать открытием, что святые в своей жизни переживали всё то, что переживаем и мы с вами. И это очень вдохновляет.
В земной жизни святые не ходили в золоченых нимбах и не использовали величественных жестов. Многие из них падали перед греховными искушениями. Даже не нужно далеко ходить, просто вспомним Святое Писание. Вспомним о святом царе-пророке Давиде, который ради страсти к замужней женщине отправил её мужа в битву на верную смерть. Но чем ниже было падение Давида, тем сильнее было его покаяние, которое выразилось в 50-м псалме, читаемом нами ежедневно в наших домашних молитвах.
Потому так важно вчитываться в жития святых. Собирать малейшие крупицы их жизни: воспоминания, дневники, письма. Находить в них практические примеры для себя, для борьбы с собственными страстями и грехами. Очень важно, чтобы чтение о святых не стало развлечением, эдаким аналогом приключенческой литературы с захватывающим сюжетом и пустотой внутри.
Только вдумчивое серьезное чтение может принести нам пользу. И тогда, видя пример, видя ориентир, подражая святым, призывая молитвенную помощь тех, кто пережил то же, что и мы переживаем, сможем достичь покаяния и Царства Небесного.
Записала Наталья Горошкова