При публикации недавнего ответа духовника Донской обители Москвы иеросхимонаха Валентина (Гуревича) «Не оставляй Божественной молитвы» наши читатели спросили, где можно ознакомиться с его документальным рассказом «Надежная соломинка». Приводим эту изустно записанную быль в контексте размышлений автора об истоках и внутренних закономерностях избавления от смертельной опасности и победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Всяк возносяйся смирится: и смиряяйся вознесется.
Лк. 14: 11
Но пораженья от победы ты сам не должен отличать.
Борис Пастернак
Безбожие отменяется
Церковь, конечно, согласно апостолу, с плачущими плачет, а с радующимися радуется. Современники победы хорошо помнят радостное облегчение и ликование, когда война кончилась. Но истинный, глубинный смысл событий тех лет только с течением времени, с годами стал постепенно, с трудом проясняться в их сознании. Особенно это относится к тем (а таких было большинство), кто тогда исповедовал советское обезбоженное мировоззрение. И только на путях обретения веры постигался промыслительный смысл бедствий, вырабатывалось правильное отношение к победам и поражениям…
Мы приучаемся видеть во всем, что происходит с нами, с нашим Отечеством, действие премудрого Промысла Божия
Созерцание действия Промысла Божия, как оно отображено в Священном Писании, учит нас с библейской точки зрения смотреть и на то, что происходит сегодня, и на то, что происходило в недавнем прошлом; учит видеть закономерности, понимать, что возможные будущие события – это плоды наших добрых и худых дел. Мы приучаемся видеть во всем, что происходит с нами, с нашим Отечеством, действие премудрого Промысла Божия, Его десницу и таким образом познавать Его.
На этом должно основываться и наше отношение к событиям Великой Отечественной войны…
В начале кинофильма «Крест против свастики», выпущенного «Православной энциклопедией», говорится:
Как относиться к войне? Как ее оценивать? Это Промысл Божий. Мы судить о нем не можем
«В воскресенье 22 июня 1941 года, когда германские армии вторгаются в пределы СССР, наша Церковь отмечает День всех святых, в земле Российской просиявших. Лето 1941-го – середина т.н. 5-летки безбожья. Несостоявшейся. Прерванной войной. В планах Совнаркома и ВКП(б) на это время стоит цель окончательно закрыть религиозный вопрос на территории СССР. К 1943 году в стране не должно было оставаться ни одного действующего храма, ни одного действующего священника. Война, пусть на время, но заморозит эту статистику и остановит смертельную схватку государства и Церкви в СССР. Более того, она станет поводом для начала движения двух непримиримых, как это было еще совсем недавно, врагов навстречу друг другу…»
К зрителю с экрана обращается владыка Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Белорусский:
«Как относиться к войне? Как ее оценивать? Это Промысл Божий. Мы судить о нем не можем. Всякое испытание дается, посылается для духовного и нравственного совершенствования. Поэтому и это испытание, безусловно, было таким поучительным явлением».
Время вспомнить
«…22 июня 1941 года тогдашний глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий (Страгородский) обращается с посланием к верующим и благословляет их на защиту священных границ Родины: “Господь нам дарует победу!”.
Иосиф Сталин лично обращается к стране 3 июля. В качестве одного из приветствий он выбирает церковнославянское обращение “братья и сестры”…
Красная армия в это время терпит одно поражение за другим. Солдаты Вермахта мерят захваченные территории сотнями, даже тысячами километров…»
Такое стремительное, молниеносное (Blitzkrieg) продвижение немецких войск было причиной нескольких случаев, когда эшелоны с невооруженными новобранцами, прибывшие в пункт назначения, попадали, так сказать, «тепленькими» в руки неприятеля. Поскольку этот пункт назначения к моменту прибытия поезда находился уже за линией фронта, пассажиры этих злополучных поездов поголовно уничтожались эсэсовцами. По радио и в газетах об этом позоре не сообщалось, и было известно лишь органам НКВД. Нацисты действительно поголовно уничтожали этих несчастных, видимо, недоумевая, в какую графу следует вносить внеплановых пленников, попавших им в руки не в ходе сражения, а столь удивительным, непредвиденным и нелогичным способом…
«Надежная соломинка»
Вот рассказ одного чудом уцелевшего очевидца.
«Всех выгрузили из вагонов и построили в колонну. Потом отделили от колонны небольшую партию и заставили копать яму. Когда работа была закончена, землекопов построили на краю ямы и расстреляли из автоматов. После этого остальных тоже стали планомерно, партиями подводить к яме и уничтожать.
Я увидел, что от людей ждать помощи было нельзя. Можно было ждать помощи только от Бога
Мне тогда было 19 лет, и очень не хотелось умирать. Вообще, я как будто ничем не отличался тогда от своих сверстников-комсомольцев, как и они, считал себя безбожником. Но тут перед моими глазами происходило нечто такое, что потрясало и переворачивало сознание. Я увидел, что от людей ждать помощи было нельзя. Ни от своих, ни от немцев. От своих ждать помощи было нельзя, потому что они были настолько сами беспомощны, что представляли собой жалкое зрелище. Им тоже было по 19–20 лет, они тоже очень не хотели умирать, до такой степени, что, обливаясь слезами, падали на колени, протягивали дрожащие руки к своим палачам, умоляя о пощаде. От немцев ждать помощи было нельзя, потому что, никак не реагируя на все эти мольбы и рыдания, выполняя команду ритмично и бесчувственно, они настолько уподобились машинам, что это вызывало полнейшую уверенность в отсутствии у них сердца, способного отозваться на чье-либо страдание. Более того, их презрение к малодушию врага как бы оправдывало в их собственных глазах эту безжалостность и жестокость. От людей ждать помощи было нельзя. Можно было ждать помощи только от Бога. Я ухватился за эту мысль, как утопающий за соломинку. Вспомнил, как перед Казанской иконой Божией Матери теплилась лампада. Мама молилась, и я, еще младенец, находясь рядом, приобщался к ее молитвенному состоянию. Оно мне было знакомо.
Начал молить Бога, чтобы Он оставил меня в живых. Настолько ушел в молитву, что перестал замечать окружающее, не только не видел того, что происходит вокруг, но даже не слышал автоматных очередей, которые не прекращались.
Очнулся я от того, что меня расталкивали в плечо. Передо мной стоял немецкий офицер, который сказал:
– Иди в тот дом. Туда приехал генерал. Будешь там прислуживать.
Я повиновался. Таким образом, мне, единственному из всего эшелона, выпало остаться в живых.
Потом был Бухенвальд. Потом – репатриация».
Стоило только вспомнить о Боге…
Здесь перед нами удивительный, знаменательный случай, в котором, как в капле воды, можно видеть всю проблему национальной трагедии. Отречение от Бога, кощунство, поругание святыни, попрание всех заповедей Божеских и человеческих привело к беде, гибели миллионов и в годину широкомасштабных советских репрессий, и на войне с ее огромными, часто бессмысленными потерями живой силы, поскольку был, например, дефицит опытных командиров, уничтоженных системой НКВД в самый канун этой войны. В том числе и вот такая удивительная гибель этой несчастной молодежи, принадлежащей к поколению комсомольцев-кощунников. Не веруя в Бога, они ждали милости только от людей. И стоило одному из них вспомнить о Боге, как тут же произошло чудесное избавление…
Мы живем в богохранимой и богоспасаемой стране. И нам, в общем, легче понять насущность Божиих заповедей – именно потому, что на нашу страну и народ из-за нарушения оных обрушились чрезвычайные бедствия в короткие исторические сроки. Богатым и благополучным народам их труднее понять, как богатому – войти в Царство Небесное. Однажды в нашей Донской обители служил митрополит Американский Феодосий, который в своем слове, обращенном к молящимся, сказал: «Помолитесь о моих соотечественниках – они такие материалисты. Они говорят: “Все есть, зачем еще Бог?”». А мы-то знаем, зачем Бог, ибо мы богаты «отрицательным» опытом…
Неужели мы так и не поняли: на Кого только можно надеяться?
Отвергнув «краеугольный камень» (Ис. 28: 16; Пс. 117: 22; Мф. 21: 42), всеведущий Разум Божий, Емуже несть числа (Пс. 146: 5), который Один только ведает, как вести нас в Царство Небесное, мы понадеялись на падший разум человеческий, с помощью коего вознамерились построить всеобщее благоденствие, забыв слова псалмопевца: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126: 1). Об этом предупреждал и наш святитель Тихон. В одном из своих посланий он писал, что все планы безбожных строителей обречены на неудачу, поскольку без Бога строится сегодня Русское государство.
Победу, которую мы одержали только с помощью Божией, мы приписали себе, Сталину и своим лучшим в мире танкам, пушкам и «катюшам»
Победу, которую мы чудом одержали, с неисчислимыми потерями, только с помощью Божией, благодаря предстательству Божией Матери, молитвами таких угодников, как Серафим Вырицкий, митрополит Гор Ливанских Илия и др., – эту победу мы приписали себе, Сталину и своим лучшим в мире танкам, пушкам и «катюшам»… А царь и пророк Давид говорит: «Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс. 43: 7); «Ложь конь во спасение» (Пс. 32: 17); «Но десница Твоя и мышца Твоя» (Пс. 43: 4); «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). А мы дали славу не Богу, а себе и своим земным вождям и полководцам…
Мы надеялись на вождя, как на Бога, забыв слова псалмопевца: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего…» (Пс. 145: 3–5).
Мы остались такими же неблагодарными атеистами. И после войны, во время которой вождь позволил оживление Церкви, снова, еще при его жизни, стала усиливаться антирелигиозная пропаганда, снова начались ограничения влияния Церкви, особенно на молодежь. А при Хрущеве был рецидив прямых гонений на веру.
Мы надеялись на наши мощные охранные структуры, забыв слова псалмопевца: «Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126: 1).
Бог не спасает нас без нас
Господь не будет оказывать человеку Своего содействия, если с его стороны не будет соответствующего волеизъявления
У многих такое рассуждение: то, что сказано в предыдущей подглавке, вызовет протест. Они скажут: неужели все неимоверные усилия и самоотвержение людей на фронте и в тылу ничего не стоили и не имели никакой цены в деле достижения победы? Конечно, как и во всяком деле, и в данном случае было именно взаимодействие, совместное действие, сотворчество Бога и человека. Одно без другого не бывает. Человек без помощи и содействия со стороны Бога ничего не в состоянии сделать. И Господь тоже не будет оказывать человеку Своего могущественного содействия, если с его стороны не будет соответствующего волеизъявления и приложения всяческих стараний, употребления всех дарованных ему Богом сил и способностей. В том числе напряженные усилия того же Сталина, полководцев, создателей военной техники оказывались удачными лишь постольку, поскольку они сочетались с Божиим содействием.
Но всегда и во всех случаях успех – не повод для гордыни, которая поистине губительна для души, ибо отталкивает спасительную и помогающую во всяком деле благодать, без которой человек не может творити ничесоже. Отсюда и необходимость помнить слова Давида, которыми заканчивается предыдущая подглавка, и совет Господа, сказавшего, что если человек и достигнет успеха, то, чтобы не потерять спасительного смирения и не возгордиться, он должен благодарить Бога, а себе сказать: «Я раб неключимый – то, что должен был сотворить, сотворил».
Милость Божия с кающимися
Да, во время Великой Отечественной войны имели место неимоверные, героические усилия людей, часто на пределе человеческих возможностей. Их можно было видеть. Конечно, наряду с противоположными проявлениями малодушия. С другой стороны, помощь Божия невидима, и не имеющие духовного зрения видят только одну сторону – человеческие усилия. Был такой случай. На палубу военного корабля упала бомба и сразу не взорвалась. Однако опасность от ее пребывания на корабле была велика. И вот два человека, мичман и матрос, спасая экипаж и корабль, подняли эту бомбу и бросили за борт. И лишь потом изумились тому, что они сделали: вес бомбы намного превышал их физические возможности…
Помощь Божия невидима, и не имеющие духовного зрения видят только одну сторону – человеческие усилия
Вот с этим событием можно сравнить подвиг народа в Великой Отечественной войне. И победа в этой войне – величайшая милость Божия к народу, который вначале терпел поражение за поражением, был наказан небывалыми потерями за невиданное богоотступничество, кощунство и святотатство.
Оглядываясь назад, можно увидеть множество примеров проявления этой милости Божией, свидетельствующих о том, что Господь и с самого начала не совсем оставлял без помощи Свой народ… Эта милость Божия являла себя во многих исключительных случаях. Когда, например, создателей вооружения посещало особое вдохновение, делающее успешным их труд. И за совершенство танков, пушек и «катюш» в этой войне также надо Бога благодарить…
Если не покаетесь…
Нам известно несколько особенных случаев удивительной помощи Божией.
Одному человеку накануне войны было дано «специальное задание» – закупить на фондовой бирже в Лондоне большое количество цветных металлов, поскольку в СССР чрезвычайными темпами наращивалось производство чугуна и стали, в то время как выработка цветных металлов оставалась на уровне 1913 года. В случае войны это создавало большую опасность – дефицит легирующих элементов для танковой брони и срыв производства боеприпасов. Для закупки этого большого количества ему была выдана небольшая денежная сумма, поскольку государство не было особенно богатым.
Человек, получивший это задание, прибыл в Лондон. Пароход вошел в Темзу в день, когда англичане праздновали Троицу (Trinity Sunday). Набережные и справа, и слева были запружены народом. Горожане пришли сюда целыми семействами – с женами, детьми и младенцами в колясках. Мужчины пили пиво, толпы в праздничных нарядах распевали народные троичные песнопения.
Это пришлось по душе и понравилось «нашему человеку», несмотря на его партийность. И некрещеность. Ибо составляло контраст с тем, что он привык видеть у себя на Родине. При виде этих мирных праздничных толп с детьми и колясками он вспомнил, что такие большие религиозные праздники в России часто были омрачены разнузданностью, пьянством, драками, порой даже до смертоубийства. И ради христиан имя Христово хулилось у иноверцев и инородцев…
Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский о росте народного пьянства в предреволюционной России, в каждый двунадесятый праздник мы платим дань сатане – именно в эти дни у нас особенное пьянство и разгул. И пророчествовал, что Господь долго терпеть не будет, придут революционеры, разрушат храмы, осквернят святыню, закроют монастыри и множество мирского и духовного чина верующих будет предано мученической смерти. Если не покаетесь. Не покаялись. И все произошло по предвещанию праведника. Так и пророк Исайя за пьянство в Израиле предрекал Вавилонский плен (Ис. 5: 11–13), который точно так же, как и наше богоборческое пленение, продолжался 70 лет…
Но вернемся к деятельности «нашего человека» в Лондоне.
На лондонской бирже происходило, по обыкновению, колебание цен. И с помощью Божией он сумел угадать и сделать закупки по бросовым ценам, в низших точках кривых, изображавших колебание цен на цветные металлы. Чему сам был весьма удивлен. Конечно, он прилагал все свои старания и мастерство, но эффект явно превышал его возможности. Удивлены были и представители зарубежных фирм, когда пришли к нему в офис для оформления сделок и увидели на стене график, на котором были отмечены моменты этих закупок в нижних точках. Они не могли поверить, что у него не было подкупленных агентов в их фирмах. А потом в Кремле Микоян, увидев этот график, тоже удивился и пошутил: «Ты сначала поставил точки, а потом нарисовал кривые». За успешное выполнение спецзадания он был представлен к награде орденом Ленина, который не получил, поскольку представивший его к награде нарком внешней торговли был расстрелян, и все его приказы были автоматически аннулированы…
Как вдруг стали неожиданно преодолеваться трудности и препятствия
Другой случай. Поскольку враг наступал с чрезвычайной стремительностью и многие промышленные зоны страны быстро оказались на оккупированной территории или в непосредственной близости от линии фронта, вся оборонная промышленность сконцентрировалась в основном на Урале, и была нехватка электроэнергии. Необходимо было в короткие сроки создать крупные электростанции и, в частности, произвести для них большое количество паровых котлов. Наладить производство крупногабаритных толстостенных барабанов для этих котлов высокого давления в такие сроки не представлялось возможным. И вот группа специалистов, которая находилась в тюремном заключении по «делу Промпартии», или «делу Рамзина», создателя прямоточного «котла Рамзина», трудившаяся в так называемой «шарашке», в кратчайший срок спроектировала прямоточные котлы, для которых не требовалось барабанов. Их быстро сварили из труб, в достаточном количестве имевшихся на складах. И таким образом было обеспечено необходимое количество электроэнергии для производства на Урале тех же танков и другой боевой техники.
Еще случай. Один молодой специалист, только что со студенческой скамьи, сумел найти причину, почему пушки, произведенные в начале войны, «отказывались стрелять». За успешное решение этой задачи Сталин сразу сделал его академиком.
И подобных случаев, когда неожиданно преодолевались трудности и препятствия, было много.
Несмотря на все наития свыше, дарованные нашему народу во время войны, Бога догадались поблагодарить только через 65 лет…
Особое вдохновение посещало тогда и создателей таких песен, как «Вставай, страна огромная… Идет война народная, священная война…» – эти песни необыкновенно поднимали дух народа. Вдохновенное слово писателей, публицистов, по свидетельству самих воинов, давало им неоценимую поддержку.
И несмотря на все эти вдохновения и наития свыше, Бога догадались поблагодарить только через 65 лет…
От Меня это было…
…Когда уже стало понятно, что, несмотря на наши танки, пушки, ракеты и КГБ, наша могучая держава Божиим попущением развалилась, как карточный домик, произошел распад Советского Союза, раздробление его на части. В этом принято обвинять врагов России. Но при этом забывают, что все от Бога. Как уже было сказано в начале, во всем – Божий Промысл.
Мы забыли, какие дерзкие, исполненные безбожной гордыни песни мы пели! «Нам нет преград ни в море, ни на суше… в своих дерзаниях всегда мы правы… знамя страны своей мы пронесем через миры и века…». И «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы…».
Как не узнать здесь почерк гордого Денницы: «Престол мой на звездах поставлю, буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14). Поистине, «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни» своей (1 Цар. 2: 3).
«Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим. Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли» (1 Цар. 2: 10).