ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 24-10-2023, 14:51

Источник информации

Духовная жизнь в современном мире. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Беседа с протоиереем Владимиром Мокренко 











Что такое духовная жизнь?
– Сейчас очень много повторяют эти слова: «духовная жизнь». Но чтобы православным людям понимать, что это такое, прежде всего нужно обратиться к Священному Писанию. Оно говорит, каким образом человек появился в этом мире, какими способностями его наделил Сам Бог.
Часто приходится слышать, что человек есть образ и подобие Божие, но это не совсем так с богословской точки зрения.
Я хотел бы прочесть два текста из Священного Писания, где говорится о том, каким образом Бог сотворил человека. В 1-й главе Книги Бытия в греческом тексте, Септуагинте, написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да примут они начальство над рыбами морскими, птицами небесными, скотами, и всею землею, и всеми гадами ползучими, ползающими по земле.
В масоретском тексте также сказано: И сказал Элохим: создадим человека по образу Нашему и как подобие Наше, и да владычествует он над рыбой моря, и над птицей небес, и над скотом, и над всею землею, и над всяким ползучим и ползающим по земле.
В 27-м стихе говорится о том, что Бог сотворил человека по образу Божию. Не по подобию, а по образу. Сотворил его, мужского и женского пола сотворил их. Также в масоретском тексте сказано: и сотворил Элохим человека по образу Своему, по образу Элохима сотворил его, мужчину и женщину сотворил их.
В чем разница с утверждением, что человек есть образ и подобие Божие? С точки зрения того, что образ несет в себе подобие. Если образ нам дан, то подобие нам задано. То есть это жизненная задача, которая заключается как раз в духовности человека.
Дух, душа и тело – некие части, которые составляют единую человеческую природу. И как раз духовная составляющая призвана к тому, чтобы с помощью веры обратиться к Богу, пойти на контакт с Ним и, как говорит нам богословие, достигнуть человеку обожения. То есть окончательно соединиться с Ним и стать богом по благодати. Духовность всецело связана с общением человека с Богом. И эта способность дана ему изначально при его сотворении в образе и подобии.

Какова роль веры в нашей духовной жизни?
– Вера имеет очень большое значение. Она дает доступ к Богу. Человеческое сердце может быть закрыто для Бога. Так происходит у неверующих. Господь стучится в сердце человека, но он не допускает Его к себе.
Вера – это богообщение. Апостол Павел в своем Послании к Евреям говорит, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В греческом тексте говорится немного по-другому. Греческое слово «ипостасис» дает более широкое понимание того, что происходит как осуществление. «Ипостасис» – это личность, это основа. Мы называем Ипостасью Бога Отца, Сына и Святого Духа. «Ипостась» – греческое слово, оно означает «лицо», то есть нечто фундаментальное, некую действительность. Значит, вера есть соединение с некоей действительностью. Более того, во второй части этого известного утверждения о вере написано: «уверенность в невидимом». То есть вера посредством образа невидимые вещи делает видимыми для человека.
Допустим, во время Божественной литургии священник совершает чисто внешние священнодействия. Но за ними стоят действия невидимого мира: под евхаристическими действиями священника происходит преложение Святых Даров. И именно с помощью веры происходит соединение человека с невидимым. То есть с помощью веры осуществляется вход в тот мир и существует та духовная жизнь, о которой мы сегодня говорим. Она делается возможной благодаря вере, причем вере правильной. Суеверие не может соединить человека с Богом и духовным миром. Только та вера, которая дана человеку Богом при его творении через образ и подобие, осуществляется как самореализация человека в этой вере.

Какова роль Церкви в духовной жизни?
– Прежде всего мы имеем в виду Евхаристию. Церковь – это Евхаристия, а Евхаристия – это Церковь. Там, где происходит преложение Святых Даров, где есть Тело и Кровь Христовы, там есть Церковь. Поэтому евхаристическое общение – это центр церковности, центр воцерковления.
Настоящая вера не может быть нецерковной. То есть обычная вера вне Церкви, вера в душе, может искажаться всевозможными образами, даже превращаться в какие-то мифы, психологические состояния. Но именно держась веры церковной, человек идет к Богу смело и не спотыкаясь. Какие-то личные грехи он может уврачевать таинством Покаяния. Сила Церкви в том, что она подает благодать Божию, которая соединяет нас с Богом.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что стяжание благодати Духа Святого – это смысл христианской жизни. Мотовилов по своей юности пытался понять, в чем ее смысл, почему люди должны ходить в церковь, причащаться, творить добрые дела и так далее. Это были времена Пушкина, начало XIX века, и, как ни странно, даже тогда, когда, в общем-то, было много церквей и учебных заведений, духовные особы не могли рассказать ему смысл христианской жизни. Одни говорили, что нужно молиться, другие – поститься, третьи – совершать добрые дела. Но смысл-то какой? Он как раз и заключается в том, что через все это и плюс церковные таинства мы получаем ту благодать Духа Святого, которая врачует наши души, нашу волю, наши мысли, чувства. И таким образом человек постепенно становится богоподобным.

В чем опасность современного мира для духовной жизни?
– Современный мир – это Вавилон. Мы знаем, что тот Вавилон, который был когда-то, как раз и создавался для того, чтобы увести человека от Бога. Современный Вавилон имеет такие же цели. Некоторые люди идут путем Вавилона, то есть любят этот мир, для них он сроден им самим, их образу жизни. Господь говорил: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Мир – это совокупность страстей. В современном мире совокупность страстей увеличена с помощью технологий. Интернет позволяет получать удовольствия, находясь дома, даже без особого контакта с грехом. В таком состоянии человек подвергает опасности свою духовную жизнь.
Духовная жизнь тоже может меняться в зависимости от того, насколько прямой путь к Богу. Мы знаем, что есть лжедуховность. Не стоит об этом забывать. Лжедуховность – демоническая. Она может перекрыть дорогу к Богу в псевдорелигиозной духовности, которая тоже встречается на пути современного человека.

Цель духовной жизни?
– Цель духовной жизни, как говорят святые и богословы, обожение. «Бог сделался Человеком для того, чтобы человек стал богом» – это известная фраза Иринея Лионского, а, может быть, кто-то сказал это и раньше.
Смысл христианской жизни как раз состоит в том, чтобы вернуться в тот райский сад, в то райское состояние, которое человек покинул, по собственной инициативе выбрав дьявола. Этот путь надолго прервался, пока Господь не воплотился в этом мире и не создал Свою Церковь для того, чтобы люди могли в ней приобщаться Богу через благодать. Это главное в жизни. Задача вроде бы ясная и понятная. Но тем не менее она сложна в том плане, что у человека в этом мире очень много соблазнов, незнания, непонимания. Но если он находится в Церкви Божией, то само это состояние нахождения внутри ее, богообщения, общения со священниками, чтения духовной литературы выправляет даже незнание человека и его грехи.

Как вести духовную жизнь в современных условиях?
– Прежде всего, невозможно спастись без аскетики, аскезы, вершиной которой является молитва. Человека спасает его связь с Богом, когда он отвечает на призыв Божий. Господь проникает в сердце человека тогда, когда тот в Него верит. Причем верит правильно, по-церковному. И в то же время он имеет доступ к Богу – может молиться Ему и в ответ получать ту помощь, которая необходима в этой жизни, избегать соблазнов, греха, охлаждения. Опасности, которые нас встречают на духовном пути, – это охлаждение веры и ее искажение. И в этом смысле мы сейчас подвержены огромной информационной атаке и должны отличать информацию от знания. То есть знание и информация – разные вещи. Информация – это расписание электричек, например, а знание – то, чем мы можем спастись. Зная о законах духовной жизни, о том, чему учит Церковь Христова, читая и изучая (именно изучая, а не просто читая) Священное Писание, мы должны Божии заповеди воплощать в жизнь своим трудом.
Я думаю, что в таком случае человеку станет легче, благодать ему будет содействовать в его спасении. Но сейчас тяжело именно благодаря страстности общества, благодаря тому, что общество уже перешло в какое-то падшее состояние. То, что считалось грехом 20 лет тому назад, становится уже нормой и чуть ли не добродетелью. Конечно, такие искажения стали возможны только благодаря тому, что люди отступили от Бога, потеряли духовную жизнь.

А святость и духовность одно и то же?
– Святость – это вершина духовной жизни, это освященность человека Богом, когда человек имеет духовные дары, когда он облагодетельствован Богом и определенная мера благодати почиет на нем. Мы знаем, что такие люди творили чудеса, что они вели очень высокий образ духовной жизни, нравственной жизни, даже мощи после их смерти источают миро, благоухание, чудеса, изгоняют бесов. Так что, конечно, духовная жизнь ведет к святости. Более того, мы знаем, что все люди, все христиане призваны к святости. Святость (в каком-то смысле) – норма жизни христианина, потому что он, находясь в Церкви, получая дары Духа Святого, освящается и достигает определенной меры святости. В Евангелии Господь говорит: 30, 60 и 100. То есть это разная мера бесстрастия, мера нравственного, духовного развития, и она уже определяется Богом, не человеком. Церковь может только засвидетельствовать святость, что имярек, например, творил чудеса или следовал воле Божией.
Например, Иоанн Креститель не совершил никаких чудес, но он является большим изо всех рожденных женами (см. Мф. 11:11), то есть он исполнил волю Божию, которая ему предназначалась. Он и пророк, и мученик, и преподобный одновременно – он жил в пустыне. Мы, собственно, должны вести такую духовную жизнь, которая могла бы привести к святости.

Каково значение молитвы в духовной жизни?
– Молитва имеет колоссальное значение, и над молитвой нужно работать практически всю жизнь. Мы знаем, что есть общественные молитвы, в которых нас Церковь призывает быть. И средоточием молитвенности является, конечно, Евхаристия – соединение человека с Богом. Но и тот, кто находится вне церковных стен, тоже должен обращаться к Богу. И это обращение строится на определенных принципах. Например, два основных принципа молитвы – внимание и концентрация внимания. Что бывает, к сожалению, нечасто у желающих заниматься молитвой. Та рассеянность, что, кстати говоря, современный мир внушает человеку, – это поглощение ненужной информации (она как бы рассредоточивает его внутри самого себя, и он не может настроиться на молитву).
Вот сколько, например, мы можем удержать внимание на словах молитвы или на каком-то понятийном блоке молитвы? «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот очисти беззаконие мое». Как сердце откликается на эти слова, когда мы их читаем? А ведь настоящая задача молитвы в том, чтобы соединить ум с сердцем. Задача Иисусовой молитвы, которую читают монахи и некоторые миряне, – именно соединение ума с сердцем, потому что грех раздробил человека, как бы развел то, что должно быть соединено в нем в единое целое, – ум и сердце. И когда ум соединяется с сердцем, образуется так называемое «умное чувство», оно-то и движет молитву. Поэтому молитва, конечно, необходима, и над ней надо трудиться. Это очень важный момент духовной жизни.

С чего нужно начинать, чтобы настроиться на духовную жизнь?
– Начинать нужно с покаяния. Иоанн Креститель говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Необходимо расчистить фундамент духовной жизни. Духовная жизнь – домостроительство нашего спасения, как мы называем это с богословской точки зрения. Также каждый человек в отдельности должен строить здание своего собственного спасения. Чтобы строить, нужен фундамент, а фундамент – это покаяние. Покаяние – изменение ума. А изменение ума и сердечных намерений – следствие изменения самой жизни. Опять же в этом помогает Церковь, она дает возможность очиститься от грехов.
Есть таинство Исповеди, когда человек кается, и постепенно чувства, мысли, воля освобождаются от греха, от скованности внутренней, которая не дает ему развиться в полную меру и общаться с Богом. Поэтому молитва – это первое, что ведет к Богу, к восстановлению духовной жизни в себе, потому что молитва духовна. То, что мы читаем тексты, молимся про себя своими словами, мыслями, есть духовный акт нашего самосознания верующего, когда мы обращаемся к предмету своей веры – Богу и таким образом получаем ответ в виде благодати, в виде благоустроения своей жизни, исправления своей духовной жизни, что нам необходимо проходить в этом мире.

Всегда ли духовная жизнь выглядит одинаково?
– Духовная жизнь у каждого своя, но есть определенные общие понятия. Духовность – это активизация духа, как мы уже изначально говорили с вами, человек должен активизировать именно ту часть своей природы, которая называется духом. В духе есть ум (святые отцы его называли «нус» – др.-греч. ???? – «мысль», «разум», «ум»), он в сравнении с душевным умом (логикой) говорит о том, где истина. Он как бы определяет поиск истины человеком. То есть это ум, который должен быть пробужден, и духовная воля, которая должна быть пробуждена (воля ко спасению). Нужно внутри самого себя решиться идти по пути спасения. Поэтому в Священном Писании как раз много говорится о пути, о том, что человек должен встать на этот путь и пойти по нему. Это необходимо для того, чтобы обрести встречу с Богом через молитву, святые таинства, через благодать. И, конечно, образ пути неисповедим в нашем спасении.
Человек любого времени, любого сословия, любого состояния может иметь духовную жизнь, но эта духовная жизнь сокровенна в Боге. Поэтому сказать, что та или иная духовная жизнь вот такая или другая, мы можем только тогда, когда она заканчивается. Да, мы читаем жития святых, видим, как люди спасались, какова была их духовная жизнь. Но все равно, даже читая святые строки житий святых, мы не сможем погрузиться в тайну богообщения. Как, например, преподобный Сергий общался с Богом? Мы никогда не узнаем, потому что это есть сокровенная, сакральная область человеческой души. Но какие-то внешние признаки общие. Мы определили в нашем разговоре о духовной жизни, что это прежде всего церковность, то есть вне Церкви невозможны ни правильная вера, ни стяжание Духа Святого. Обойти Церковь и быть вне Тела Христа и одновременно со Христом невозможно.

А нужно ли равняться на чужую духовную жизнь?
– Примеры духовной жизни в виде каких-то нравственных подвигов, чьего-то нравственного жития, конечно, должны быть образцом для нас. И среди нас есть люди молитвенные, смиренные, которые борются со своими страстями, пытаются выйти из состояния греха, своего ветхого состояния. Конечно, глядя на таких людей, испытываешь радость. Не только плохой пример заразителен, но и всякий живой пример заразителен. Если мы видим откровенное желание человека идти ко спасению, и он всеми силами своей души настраивает себя (и тело, и душу, и дух) на стяжание благодати Божией, то, конечно, такой человек делается примером духовной жизни. Но, повторяю, духовная жизнь у каждого своя.

Можно ли спастись без духовной жизни?
– Спасение без духовной жизни невозможно, но Бог решает в итоге, кому спастись, кому – нет. Важно, чтобы мы с вами встали на путь духовной жизни и поняли границы ее. Не всякая активизация духа правильна и спасительна. Мы установили, что и Церковь, и церковное сознание, и самосознание человека тоже должны быть путеводной звездой в духовной жизни. И если кто-то себя лишает духовной жизни, то он переводит себя на душевный уровень, то есть становится психологичным, теряет духовную высоту, постепенно скатывается на плотской образ жизни, когда получает удовольствия от этой жизни, пытаясь всеми путями заработать себе удовольствия, раствориться в них. И таким образом сходит с пути духовной жизни, он ее теряет.

Батюшка, благодарим Вас сердечно, что сегодня к нам пришли, и просим дать наставление нашим дорогим телезрителям.
– Поскольку тема нашего разговора очень широкая и очень важная, я прежде всего хочу пожелать всем нам истинной духовной жизни, которая возможна (как мы сегодня подробно говорили) только в Церкви – только через Церковь, только через Христа. Много соблазнов в этом мире, но мы с вами должны пройти через них, потому что соблазны делают нас искусными. И чтобы мы все стали тем самым примером духовной жизни для наших близких, родных людей, вообще для всех тех, кто рядом с нами. Поэтому мне хотелось бы всем нам пожелать прочной духовной и благодатной жизни во Христе.

Записали:Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
 

В сюжете: Духовная жизнь

 

Просмотров: 143
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru