Прот. Андрей Ткачев
Бог
Бог – это Тот, о Ком у нас не возникало бы никаких вопросов, если бы мы не были грешны, если бы мы не выпали из Рая, как птенец выпадает из гнезда, – тогда все было бы по-иному, и Бог не был бы проблемой. Сейчас Бог – это проблема и вопрос.
Есть ли Он? А если есть – то где Он?
А если есть и где – то какой Он? Что я должен Ему?
Что Он должен мне?
Тысячи вопросов возникают у человека.
Но этого бы всего не было, если бы мы не согрешили, если бы грех не затмевал наши очи.
Мы должны сознаться в том, что все сложные, заковыристые вопросы о Боге сложны именно в силу нашей греховности, помраченности нашего ума.
Помрачен ум человеческий, ослаблена воля человеческая, задерган человек, он дезориентирован, он сегодня думает одно, завтра – другое, сейчас думает одно, а через полчаса – совершенно другое.
Внутри одной минуты он может колебаться сердцем направо и налево. Потому что, повторюсь, дезориентирован и помрачен.
Бабочка, кладбище и Пасха
От бабочки возьмем урок. Прежде нежели окрылиться и порхать, радуя глаз, была она некрасивой куколкой, неподвижно висящей на дереве. Точно так же и человеку, в котором нынче мало приметно его вечное достоинство, предстоит окрылиться, преобразиться, обновиться под действием Божией руки.
И зерно умирает в земле, чтобы воскреснуть в виде колоса.
И вся природа из замерзшего зимнего состояния превращается весной в зрелище цветущее и радостное.
Все это не что иное, как образы воскресения, ожидающего человечество.
С точки зрения грядущего воскресения мертвых, кладбище есть место будущего восстания усопших.
Само слово «кладбище» происходит от слова «класть».
Там положены скошенные смертью люди для того, чтобы Бог поднял их в последний День. Именно ожидание воскресения делает кладбище в наших глазах местом временного упокоения усопших и требует к себе благоговейного отношения.
Там не только не должно быть грязи и беспорядка, безумного шума и громких мирских голосов.
Там должна быть молитва. Христос – сей Первенец из мертвых, Который Своим воскресением проложил дорогу к воскресению всякой плоти, принимает наши хвалы и молитвы на месте упокоения наших сродников.
Христос – победитель смерти. Она сильнее любого силача и любого гения, как индивидуального, так и коллективного. Но Христос сильнее ее. И Он – единственное утешение, единственная надежда и единственный Путь из земли мертвых в землю живых.
Что есть Пасха наша, как не ликование о победе Христа над смертью?!
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — так поется в Пасхальном каноне.
Именно с этой пасхальной радостью нужно и идти на гробы милых сердцу людей в дни празднования Воскресения Христова. «Христос воскресе!» — говорят в эти дни друг другу верующие люди.
Те же слова можно сказать и усопшим, поскольку в них – ожидание будущего восстания и обновления.
Среди инвентаря, который берут люди на могилы для уборки, хорошо бы взять с собой когда-нибудь и Евангелие.
И после того, как уборка закончится, можно будет открыть Слово Божие и прочесть из него главу или две. Это будет лучший венок из всех, которые до сих пор приносились на могилы родственников.
На кладбище успокаивается и умнеет душа, приходят в порядок разбегающиеся и непослушные мысли.
Оно есть место, более напитанное мудростью, нежели все читальные залы всех библиотек.
До того Дня, когда земля откроет свои уста и гробы отпустят прежде взятую добычу, оно должно стать местом молитвы и духовных размышлений.
А в дни Пасхи оно должно стать местом радостного напоминания себе и усопшим о том, что сила смерти подорвана Воскресением Христовым и время нашей всеобщей встречи приближается.
К кому и куда пришел Христос
Разврат мира, он от того, что весь человек стал плотью, и только плотью. И радость мира – шумная и надрывная радость, от которой тяжело, как с похмелья – это лишь декорация.
Это аналог репродукции картины на стене, висящей только для того, чтобы закрыть дыру в обоях.
Для начала мир пуст.
После грехопадения он пуст, как барабан; пуст, как опустошенный вором кошелек. Оттуда, из чрева пустоты, выползает та самая медленная и звенящая тоска, с которой если кто не знаком, то не сможет понять и ощутить сердцем, чему можно радоваться в Рождество.
Пустой мир и человек, сдувшийся как шарик.
И если надо дальше жить, даже если и не хочется, но придется, то нужно развеселить себя чем-то.
Пустота – от грехопадения.
Суетный шум – от невозможности сидеть на месте и в тишине.
Разврат – от погасания духа, от тотальной власти плоти и невозможности этой власти сопротивляться.
А уже злоба – от демонов.
В особенности – лукавая злоба, в которой улыбаются и держат паузу.
В которой вынашивают замысел и строят планы.
В которой жестокость не порывистая, а осмысленная, санкционированная, идеологическая.
Что еще есть вокруг, что ускользнуло из списка? Кого не назвали?
Вот на эту землю, попадающую под описание, и пришел Христос.
На развратную от отчаяния землю пришел Сын Девы, не имевший в Себе греха. На поглупевшую землю пришла Премудрость Божия.
Туда, где пустота, пришел Тот, в Котором полнота.
И поскольку земля из-за демонов стала лукава и жестока, милосердного Христа ждали на земле сети словесных уловок, крики распинателей и плетки солдат претории.
Он это знал и все же Он пришел. Не отрекся. Не отказался.
Прими благодарный поклон, Спаситель мой и Благодетель.
Прот. Андрей Ткачев
vk.com/prot.andreytkachev