Диакон Олег Рыжков со схимонахиней Марией
Путь к Богу у всех может быть разный. Это давно известно. Но духовные законы действуют одинаково для всех. Так же, как и физические. Богатый ты или бедный, монах или мирянин, бросился с 10 этажа, разбился, несмотря на свой статус. Согрешил – получишь соответствующий результат, кем бы ты ни был. Речь не о мирском суде конечно, а о Суде Божием, духовном.
В этом смысле нет разницы между монашествующими и мирскими людьми. Если мы хотим быть с Богом, то, независимо от нашего положения и состояния, мы должны научиться любить Бога и ближних своих.
Но различие в поисках путей и способах этого обучения есть как между отдельными людьми, так и между сообществами. В этих заметках поговорим о таких видах сообществ, как монашество и супружество. И то, и другое семья. Но в монашеском понимании семья несет более духовный смысл. Братство или сестричество духовное, где семья скреплена не родственными и плотскими связями, а именно духовными скрепами, родством духовным, где каждый монах (монос) один на один с Богом. И все вместе учатся любить друг друга жертвенной любовью, как и Бог возлюбил нас.
В мирском понимании, при одной и той же цели – пути к Богу и научению жертвенной любви – семья супружеская кардинально отличается от монашеского устроения уже тем, что в браке вместе живут мужчина и женщина. И плодами такой любви становятся дети, что в монашестве в принципе невозможно. У монаха другие плоды, духовные. У монашествующих не может быть таких отношений и такого тесного единения, какие возникают между супругами.
Бог есть Троица. И плодами Божественной любви являются духовный и материальный миры. Сонм Ангелов и миллиарды людей. Бог создал Адама и Еву, и сказал: «Нехорошо человеку быть одному». Поэтому монашество – это не естественное состояние для человека. Оно ближе к ангельскому, должно быть ближе. Если мы подразумеваем под монашеством не сообщества, где разводят рыбу и обрабатывают сельхозугодия люди, одетые в подрясники, где процветает коммерческий туризм называемый паломничеством. Поэтому и инок – иная жизнь, отличная от естественной, особое состояние и служение. Поэтому Бог призывает к монашеству единицы. Поэтому именно о брачных отношениях, а не о монашеских в Священном Писании говориться: муж и жена – одно тело. Муж должен любить жену, а жена – быть послушной мужу. Жена принадлежит мужу, а муж – жене и т. д. А также о воспитании детей и о других особенностях отношений между мужем и женой.
Поэтому, когда некоторые монашествующие священники говорят, что монастырь – это тоже семья, и пытаются свой монашеский опыт жизни переносить на семейные пары и учить, как им следует жить, это часто вызывает улыбку, бывает неуместно и неправильно. Каждый вправе сам себе выбирать духовных наставников, но я бы предостерег семейных людей обращаться за советами в семейной жизни к монашествующим, особенно молодым, за редким исключением. Есть прекрасные рассуждения о семье и любви, например, у митрополита Афанасия Лимасольского или у игумена Нектария (Морозова). Но, повторюсь, это редкие примеры.
Есть правило, утвержденное самой жизнью: чтобы давать советы в какой-либо области, необходим как минимум практический опыт именно в этой сфере.
Исключение в этом смысле составляют монашествующие священники, которые до принятия монашества были женаты, имели опыт супружеской и семейной жизни, нянчили и воспитывали совместных детей, не спали ночами вместе с женами, делили с ними супружеское ложе и многое другое, что отличает монахов от семейных пар, и стали монахами, потому что жены отошли ко Господу, а дети выросли. Общие духовные советы для всех одинаковы. Но есть те вещи, о которых может рассуждать, а тем более помочь, только тот, кто знает конкретную тему или определенную часть жизни изнутри.
Например, есть военные или тюремные священники. Это тоже особое служение. Не всем оно под силу. И монашеская жизнь не всем подходит, и семейная. Всем всё в свою меру. По своим силам и устроению. Об этом говорит и Сам Господь наш Иисус Христос, и апостолы в своих посланиях.
Это касается и постов, и молитвы, и всего остального. Нередко люди не понимают того, что когда, например, в православных календарях написано «По монашескому уставу сухоядение» – это совсем не означает, что в этот день все поголовно должны есть сухофрукты или грызть сухари. Это монашеский устав. В нем есть и большое келейное молитвенное правило, и ежедневное богослужение по 9 часов, и отказ от собственного имущества, брака, и много чего еще, чего семейная, да и вообще жизнь мирянина не предполагает, так как эта жизнь протекает в иных условиях, чем монастырская.
Все вышесказанное еще раз говорит лишь о том, что во всем должен быть разумный подход, а не слепое подражание и безумное делание. Единое – в главном, разнообразие – в частностях и во всем – ЛЮБОВЬ.
Диакон Олег Рыжков