Какие духовные опасности подстерегают человека, который хочет помогать другим? Диакон Павел Сержантов продолжает разъяснять, каким образом в трудах преподобного Нила Сорского соотносятся социальное служение и аскетическая борьба против страстей.
Это вторая статья о социальном служении и преподобном Ниле Сорском . В первой статье мы выяснили, что преподобный Нил отстранялся от социального служения по аскетическим соображениям, а все политико-экономические рассуждения историков по поводу старца Нила имеют второстепенную значимость.
Старцу Нилу было свойственно живое человеческое сострадание людям. Он считал за свою обязанность дать хлеба тому, кто голодный набрел на его скит. Но погружаться в хозяйственные хлопоты и социальное служение, с точки зрения святого Нила, мешало. Мешало чему? Мешало стяжать священное безмолвие и восходить далее по ступеням аскетического совершенства.
Если социальным служением занимаются церковные люди, то нам не избежать вопроса о том, как это служение соотнести с аскетическим подвигом православного человека. Попробуем вникнуть в это, обратившись к писаниям преподобного Нила.
На духовном пути человека чрезвычайно важной ступенью является борьба со страстями. Как же соотносится социальное служение и аскетическая борьба против страстей?
Гнев и печаль с гордостью
У преподобного Нила аскетическая борьба представлена в классическом для православной традиции виде – рассматриваются восемь основных страстей.
Преподобный Нил о благотворительных делах пишет: «Благотворяще, гнева же не ошаемся (не избегаем – д. П.) неприятно (Богу – д. П.) есть». То есть Благотворительность не принимается небом, если благоворитель не сумел избежать действия страсти гнева.
Причем здесь гнев, понятно. Человек, который подает милостыню ради Христа, может в это время думать: «Почему я должен делиться с тем, кто элементарно не желает работать?» Или другой вариант: «У меня просят на хлеб. Тем временем по испитым лицам видно, что деньги пойдут на выпивку и закуску!» Возможно, подозрения благотворителя во многом оправданны. Мы сейчас говорим не об этом, а – о том, что ситуация спровоцировала в человеке внутреннюю гневливую реакцию.
Против гнева вообще преподобный Нил советует молитву аввы Дорофея: «Помози, Господи, брату моему имярек и за молитвъ его помилуй и мя грешнаго». В молитве за брата святой Нил видит проявление любви и милости, а в призывании на помощь его молитвы – смирение.
Всем ясно, что смирение помогает нам бороться против страсти гордости.
С подобными острыми ситуациями сталкиваются социальные служители по всему миру, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Митрополит Сурожский Антоний рассказывал историю про одного католического священника, который предупреждал монахинь перед тем, как они пойдут в бедный квартал: «Вам потребуется вся ваша любовь, дабы люди простили вам то, что вы будете для них делать».
Нуждающийся в помощи человек может быть обижен на весь свет и повести себя агрессивно по отношению к тому, кто пришел благотворить. Эта неуместная агрессия хорошо знакома всем социальным служителям. И, тем не менее, она подчас вызывает болезненные реакции: гнев (и затем памятозлобие, говоря аскетическим языком) или печаль.
Преподобный Нил советует бороться против страсти печали так: если кто-то опечалил, оскорбил, то следует молиться о нем и о себе и «сътворяти же ему добро елико по силе». Эти возможности творить добро ближнему у безмолвника Нила Сорского были скромные. Хлеб разделить с обидчиком он мог, а оказать финансовую помощь – нет, за неимением денег .
Позиция преподобного Нила по вопросу о благотворительности далека от стереотипных представлений о «нестяжателях» и «стяжателях». Преподобный Нил не отгораживается от людей, от их нужд и скорбей. Однако в условиях скита он видит главную задачу – восхождение к безмолвию и хранение его, а не создание монашеской общины в качестве центра, который будет со временем иметь некоторое социально-экономическое значение.
Тщеславие, сребролюбие, проблема выгорания и уныние
Вернемся еще к конфликтым ситуациям в ходе социального служения. Нет сомнений: если социальный служитель вместо благодарности получил в ответ агрессию, и сумел погасить скандал, перейти на мирное общение – тогда этот человек нанес удар и по страсти тщеславия. Ведь суть тщеславия состоит в болезненной привязанности к лестным отзывам о себе других людей.
Помимо этого, благотворительность и дела милосердия издревле считаются мощным средством против страсти сребролюбия.
Сейчас часто поднимается еще одна тема, связанная с социальным служением: пресловутое выгорание. Человек сначала занимается порученным ему служением с огоньком и большим энтузиазмом, горит-горит и постепенно выгорает, у него пропадает мотивация к дальнейшему служению. Эту проблему можно рассмотреть и в аскетическом ключе. Выгорание связано со страстью уныния. По-гречески «уныние» – акедиа, отрицательный префикс плюс корень, означающий «труд». Акедиа – это бессилие, нетрудоспособность.
Дух уныния насылает человеку помыслы: «Сегодня плохо, а потом, в прочие дни, будет еще хуже, и подсказывает ему, что оставлен он Богом… или что помимо промысла Божия такие случаи происходят, и с ним одним только это, с прочими же… не бывает». Знакомо многим, не правда ли? Средств борьбы с унынием достаточно, среди них и призывание Бога в молитве против уныния и общение с духовно опытным человеком.
Как бы человек ни горел своим служением, одного этого мало. Нужна еще помощь Божия, небесный огонь. Дело спасения совершается вместе Богом и человеком – в синергии, в содействии.
Если человек, занимаясь служением, находится в «деле Божии», как любил говорить преподобный Нил, – человек творит волю Божию, тогда он получает помощь свыше, благодатную силу и утешение. И хотя по временам ему будет трудно, он не потухнет, не бросит всё с отчаяния, он сумеет бороться со страстью уныния.
Мы кратко рассмотрели, как социальное служение связано с борьбой против страстей, то есть с ключевыми аскетическими вопросами, которые подробно раскрыты преподобным Нилом Сорским.
pravmir.ru