Откровенно признаюсь, что сегодня хотел поставить совсем другой материал, но не смог себя пересилить. Внимание православных верующих приковано к декабрьским кадровым решениям Московской Патриархии. Мое внимание — там же.
Сначала социальные сети принесли весть об отстранении от должности ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина. Вчера, еще до появления решений Священного Синода на официальном церковном ресурсе — светские СМИ уже раструбили инсайдерскую информацию о снятии с должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества — протоиерея Всеволода Чаплина.
Причем, два этих человека, много потрудившихся на церковном поприще — совершенно разные. По ранжиру, весу, политическим взглядам. Один — либерал, другой — консерватор. Один — менее известен, другой — более чем. Но знаете, что их объединяет в этой ситуации? Нет, не похожесть фамилий. В разных популярных СМИ они начали… обижаться. «Слон», «Кольта», «Русская служба новостей», «РБК» и т.д.
Вы скажете, что я сейчас осуждаю. Нет. Искренне считаю, что имею право на эту тему говорить. Почему? Потому что примерял эту «шкуру» на себя. В 2014 году я был отстранен от двух должностей — пресс-секретаря и руководителя отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии. Что я понял?
Во-первых, ни в коем случае нельзя злорадствовать по поводу отстранения от должности кого бы-то ни было. Вы даже не представляете, что происходит в душе человека, который вдруг со всею неотвратимостью ощутил свою ненужность. За него в такой момент усиленно молиться нужно. Ему очень плохо. Именно в такие моменты внутри все «чешется», чтобы наделать глупостей, которых потом не исправить. Поверьте моему небольшому опыту.
В связи с этим, я четко понял — второе. Во-вторых (и в главных), велик соблазн у такого человека, у которого есть широкие выходы на СМИ, блоги, социальные сети — вывалиться в самую настоящую оппозицию. Не путать — с конструктивной критикой руководства. Когда в человеке говорит обида — его разум помутнен. Я сейчас о своем опыте говорю. И в этом болезненном состоянии человеку белое начинает казаться черным и наоборот.
К сожалению, не пережив этот кризис — человек может превратиться в озлобленного склочника. Примерно по этому сценарию происходила деволюция известного православного миссионера и богослова протодиакона Андрея Кураева в священноблогера, превратившегося (по его же словам) в околоцерковную «канализацию».
В общем, давайте помолимся — кто как может…
Диакон Олег Рыжков: Совершенно согласен с о. Святославом. Обижаться - очень опасно. Я тоже на своей шкуре испытал, что такое травля в Церкви. Но! Очень важно, супер важно понимать что такое травля в Церкви и что такое сама Церковь. Тогда будет проще уйти от обиды на какие - то решения церковной бюрократии и продолжить свое служение, или дело ради Христа и Его Церкви.