«Конечно, никакой обязательности решений, принятых без учета мнений наших епископов, на Соборе, созванном вопреки призыву пяти поместных Церквей отложить созыв, — нет и быть не может», — сказал о.Николай. «Созыв Собора не был единогласным. Решение собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези о созыве Собора не подписала Антиохийская церковь. Была надежда, что проблему удастся урегулировать. Для этого надо было приложить серьезные усилия, трудиться вместе», — напомнил замглавы ОВЦС. Он также привел слова Патриарха Кирилла, призывавшего на январском собрании в Шамбези «достичь консенсуса в преддверии Собора и обеспечить присутствие Антиохийской церкви». Как отмечал тогда Предстоятель Русской Церкви — «Нельзя в условиях разделения и отсутствия евхаристического общения между двумя древнейшими патриархатами (Иерусалимским и Антиохийским — РЛ) проводить Собор, при том, что Антиохийская Церковь сегодня — Церковь, которую уничтожают». Патриарх Кирилл призвал тогда «сделать до Собора все необходимое, чтобы Антиохийская Церковь присутствовала» на нем. «Однако, с 28 января ничего не изменилось. Действительно, ни одной общеправославной встречи, посвященной указанной проблеме, не было. Результат срыва предвыборной работы оказался предсказуемым», — заключил замглавы синодального отдела.
Интересно, что почти параллельно с заявлением о. Николая, прозвучало мнение советника Патриарха Варфоломея, архидиакона Иоанна Хрисавгиса. Он заявил, что решения Собора Православных Церквей будут действительными для всех Церквей. «История сводится к тому, что единогласно, консенсусом, было принято решение проводить Собор и проводить именно сейчас, в Пятидесятницу, здесь, на Крите. Решено было дважды. Так что единогласие имеется. Как считает патриарх Константинопольский, мы не можем изменить самостоятельно из-за одной или двух церквей единогласное решение всех, мы должны быть вместе», — сказал архидиакон Хрисавгис.
По его словам, ситуация могла бы быть иной, если церкви высказали несогласие на Соборе."Но если об этом говорит кто-то находящийся вне пространства Собора, это называется не единогласие, это называется вето", — считает советник патриарха. На вопрос РИА Новости, какое значение решения Собора будут иметь для Церквей, не участвующих в нем, архидиакон ответил, что «они будут иметь абсолютное значение и будут полностью действительными».
Русская линия