На видеохостинге Youtube размещена видеозаписьсветского концерта в Ильинском храме Апрелевки г.Москвы (настоятель протоиерей Александр Анатольевич Кирюхин) с участием священника этого храма Антония Владимировича Шугалея и по благословению Наро-Фоминского благочинного протоиерея Олега Юрьевича Митрова.
Свою оценку происходящему дал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Услышав сообщения о концерте в Ильинском храме в подмосковном селе Апрелевка, я не знал, плакать или смеяться. А также не знал мотивов этого поступка уважаемого отца-настоятеля. Первоначально у меня мелькнула крамольная мысль, что поскольку это деревня, глухомань, то бедный батюшка просто чрезмерно предался Бахусу и в результате чрезмерного потребления огненной воды пришел к таким действиям и таким мыслям. Позднее, по здравым размышлениям, я понял, что батюшка стремится, проще говоря, трындеть, так сказать, осуществлять миссионерские проекты. Только он предлагает миссионерские проекты по сближению к Церкви танцев, дискотек, зажигательных плясок, которые якобы помогут привести в Церковь молодежь. Только думается мне, что он бежит впереди паровоза и не понимает, что в Церкви ситуация изменилась кардинально, и что подобные даже не обновления, а просто идиотские проекты сейчас уже не в чести. Он задается вопросом, почему в храме не хвалят Бога на инструментах и не танцуют, который, однако, абсолютно лишен смысла. Что неуместно в одном контексте, то неуместно и в другом.
Скажем, пророк Исайя ходил нагой и босой, опять-таки по повелению Божию, пророк Иезекииль лежал на боку полгода и ел отвратительные лепешки, предсказывая взятие Иерусалима. Готов ли уважаемый батюшка к такому? Если он думает восстанавливать, наконец, этот пункт, то тогда надо действовать системно. А, значит, ему надо будет приносить кровавые жертвы, соблюдать субботу, все 613 заповедей и, страшно сказать, обрезываться. Готов ли он к этому?
Теперь если отвечать совершенно всерьез. Почему мы, в отличие от римо-католической церкви, не допускаем инструментов во время церковной службы и церковного пения? Потому что это из другого ведомства. Это хорошо для военного плаца, чтобы мобилизовывать солдат на маршировку и войну. Это хорошо для концертного зала, чтобы слушатели могли и подумать, и порефлектировать, но это не имеет никакого отношения к молитве, которая является нашей жертвой, которая исходит из наших уст и сердца. И как говорил Климент Александрийский: «Хвалите свято, пойте чисто устами непорочными Владыку Христа». Потому что пение — это естественный и наиболее сердечный вид музыки и наиболее молитвенный.
Многовековой опыт Церкви показал, что инструментальная музыка во время молитвы невозможна. Орган был изобретен в Византии, в 825 году он был подарен на Запад Людовику Благочестивому. Однако в самой Византии он не употреблялся за богослужением никогда. Это чему-то должно нас все же научить. И если батюшка задает такие вопросы, значит, он чего-то не понял еще в семинарии. Значит, пора ему вернуться за школьную доску к учебе. Надеемся, что он поймет опрометчивость своих ошибок и своих мыслей и подобных вопросов впредь задавать не будет.