Князь Владимир воспринял евангельскую весть через откровение Иисуса Христа
Почему же и в XXI веке в Москве, современном мегаполисе, мы собираемся для того, чтобы прославить имя равноапостольного князя Владимира? Что из созданного князем Владимиром дошло до нашего времени? Кажется, что немного. Материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком создавалась при князе Владимире. О жизни наших средневековых предков мы можем судить лишь по немногим и обычно более поздним образцам.
А что же в полной мере дошло до нас от князя Владимира, без какого-либо разрушения и изменения? Вера православная. А почему? Да потому что князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. В основе, в самой сердцевине Евангелия лежит слово Божие, непререкаемое и не подверженное разрушению со стороны вихрей и бурь истории. Именно поэтому не умирает и евангельское слово, и все то, что создают люди, связывая свое творчество с Божественным откровением.
Вера православная есть столп Руси
Хранение этого цивилизационного стержня нашего народа – православной веры – было делом непростым. Во-первых, потому что в какой-то момент нашей истории случилось так, что именно этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо переформатировать под свои собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень. И произносили слова «за веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что если она будет разрушена – и царь не устоит, и Отечество будет разрушено и, если не физически, то духовно, потеряет свой суверенитет. Удивительно, через какие испытания, связанные с внешним желанием разрушить этот духовный стержень, прошел наш народ.
В ХХ веке мы столкнулись с еще большей, может быть, опасностью, когда православную веру решили разрушить не силой оружия, а сочетанием насилия с убеждением, выдавая эти убеждения за высокие научные откровения. Это была грозная агрессия против того, что всегда хранила Русь. В какой-то момент казалось, что враг победил. Теперь мы знаем, что не победил, и сохранилось то, чем гордился наш народ, в первую очередь – наша вера, которая хранится на протяжении уже 1026 лет.
<…>
Вот и сегодня очень многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что благодаря этому стержню Русь непобедима. И опять-таки для этих целей употребляются и военные, и идеологические средства. Одними нас пугают извне, а другие используются внутри, чтобы вновь убедить наш народ, что православная вера, могучая духовная традиция, этот наш стержень – это ничто, некий предрассудок, который не имеет ничего общего с современным человеком, с его силой и мощью, с его культурой, с его поисками, с его сознанием того, что хорошо и что плохо.
И, может быть, нынешнее идеологическое давление на веру еще страшнее того, которое сопровождалось насилием. Потому что где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы. А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, – кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. Можно подумать: да, в самом деле, зачем нам все это надо? И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь.
Именно поэтому, празднуя 1026-летие Крещения Руси, вспоминая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа и включил его в духовную, культурную и даже государственную жизнь нашего народа, мы должны помнить о том, что вера
православная есть тот столп, тот стержень, который никогда не даст Руси быть порабощенной или разрушенной. Предадим, откажемся – потеряем все.
Ценности веры должны обрести реальность в жизни общества
Поэтому помнить мы должны, что и сегодня, живя во время военных слухов и угроз, мы останемся сильными и непобедимыми, если сохраним нашу веру. Но не просто веру где-то в глубине сердца и в личной молитве. Ценности этой веры должны обрести реальность в жизни нашего общества, конечно, с учетом того, что не все люди православные. Но и многие неправославные, как мы хорошо это знаем из диалога с традиционными религиями, готовы поддерживать те самые нравственные ценности, которые мы находим в Евангелии. Потому хранение сокровища, которое передал нам великий князь Владимир, есть залог и нашей безопасности, благополучия, процветания и того духовного единства всей исторической Руси, которое не могут поколебать никакие слова и никакие действия.
Из проповеди по окончании богослужения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве 28 июля 2014 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси
Счастье – постоянно радость в сердце
Интересно, что понятие человеческого счастья в современной псевдокультуре трактуется как удовлетворение похоти плоти, потребностей человеческой плоти и человеческого инстинкта. Полнота жизни в понимании людей, погруженных в эту псевдокультуру, означает максимальное их удовлетворение, если возможно – безграничное. Как только чувствуешь, что где-то плоть уже не удовлетворяется тем, что ты имеешь, ищи другие источники удовлетворения. Вступил в брак, через некоторое время почувствовал: что-то не так в жизни с этой женщиной, которая является твоей женой, – ищи другие возможности; а потом снова можешь пресытиться – снова ищи… И так до бесконечности. Покупай вещи! Понравилась вещь так, что любые деньги готов за нее отдать, – отдай их. А потом она перестает греть душу – купи другую. И так до бесконечности.
Этому удовлетворению плоти не будет никакого предела. Есть только один выход – в какой-то момент, даже если ты уже встал на этот преступный и греховный путь жизни, остановись и распни свою плоть. Хоть раз, но попробуй – распни свою плоть! И перед тобой откроется другой горизонт жизни. Ведь что такое любовь, радость, мир? Как одним словом выразить эти три таких замечательных состояния души и окружающего мира? Одним словом – счастье. Счастье – когда любовь, счастье – когда постоянно радость в сердце, вне зависимости от собственного материального положения и состояния окружающего мира.
Единственный путь – идти дорогой жизни и стяжать дары духа
Сегодня мы живем в то время, когда существуют военные слухи и опасность большой войны, мировой войны. И Церковь обращается ко всему миру, ко всем правителям с тем, чтобы они поняли: никаких целей достигнуть войной невозможно. Где достижения Александра Македонского? Где достижения Наполеона? Где достижения других завоевателей? Время всё стерло и разрушило. Но ведь сколько человеческих жизней было загублено!
<…>
Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи, – говорит преподобный Серафим. Даже один человек может спасти тысячи! Но сколько же тысяч и тысяч могут спасти люди, объединившиеся вокруг этого Божественного идеала жизни!
Сегодня всем нам есть, о чем подумать. Церковь в это тревожное время не престает молиться о прекращении гражданского конфликта и междоусобной брани на Украине. О том, чтобы этот конфликт никогда и ни при каких условиях не перерос в большую страшную войну. Еще раз нужно подчеркнуть, что тот, кто считает себя сильнее в возможном противоборстве и связывает с возможной победой получение выгоды, непременно обманется и не достигнет ничего. Поэтому единственный путь, который сегодня есть перед нами, перед родом человеческим – и завтра, и послезавтра, – идти дорогой жизни и стяжать дары духа.
Из слова по окончании богослужения в храме-памятнике святого великомученика Георгия Победоносцана Поклонной горе в Москве 1 августа 2014 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну
Исповедничество – смысл и содержание епископского служения
Что же сближает епископские и апостольские труды? Что составляет их сердцевину и суть? При первом поверхностном взгляде можно было бы сказать, что основа этих трудов – миссия и проповедь о Воскресшем Господе. Это верно, но только отчасти. Недостаточно наставлять, недостаточно лишь рассказывать о событиях из земной жизни Спасителя. Если бы апостолы только говорили, передавая то, чему учил их Господь, то весьма слабое основание было бы тогда у Церкви Божией. Важнейшая проповедь учеников Христовых заключалась не в красивых речах и мудрых словах, не в публичном возвещении неких вероучительных истин; главная проповедь апостолов состояла в подвиге живой веры, в исповедании этой веры всей своей жизнью, в деятельном утверждении евангельских ценностей – ценностей, выше которых нет ничего. Исповедничество – вот смысл и содержание апостольского, а вслед за ним и епископского служения.
<…>
Как же быть исповедником в наше время, когда вроде бы нет открытых гонений за веру, когда за публичное признание себя христианином не бросают в темницу и не подвергают пыткам? Исповедничеством сегодня становится сама христианская жизнь – жизнь в соответствии с евангельскими принципами и Божественными установлениями. Этих установлений не приемлет секулярный мир, он им противится и с ними борется, смешивая понятие свободы с вседозволенностью, навязывая людям иную систему ценностей, давая им ложные ориентиры, основанные на относительности добра и зла, истины и лжи, праведности и греха. Но ты призывай пасомых даже в самых непростых обстоятельствах неизменно хранить твердость веры, присутствие духа и непоколебимую решимость следовать за Господом Иисусом.
Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иоанну (Рощину),
епископу Наро-Фоминскому, викарию Московской епархии, в Георгиевском храме на Поклонной горе в Москве 1 августа 2014 года
Будем хранить в памяти принесенные на алтарь Отечества жертвы
Сто лет тому назад Германия объявила войну России, и мы были ввергнуты в адскую пучину мирового кровопролития. Воины, которых мы сегодня поминали, в тяжелейших условиях, когда не хватало порой вооружения, когда в тылу происходили революционные события и многие из воинов, шедших смело навстречу врагу, подвергались клевете и осуждению, и в это самое время погибали тысячи и сотни тысяч наших людей. Всего Россия потеряла в Первой мировой войне более миллиона. Это огромные потери. И как скорбно, что эти жертвы были забыты.
И как надрывалась душа, когда в учебниках истории упоминание о Первой мировой войне, которая подняла такой огромный патриотический подъем в России и которая действительно стоила миллионов жизней, говорили как о некой империалистической войне. То была борьба за Родину нашу, за ее независимость, за ее суверенитет. То была борьба за спасение братского сербского народа, а значит – за сохранение Православия. И не вина тех, кто отдал свою жизнь, что Россия не дошла до победы, хотя на алтарь победы принесла самое большее количество жертв. Во время войны произошла революция, а затем предательство власти, отдавшей врагу, который в свою очередь терпел полное поражение, почти всю Украину, значительную часть России. Праздновали победу в Лондоне и в Париже англичане и французы, но там, в этих парадных рядах, не было наших воинов из-за той катастрофы, которая накрыла Россию. Благодарю Бога, что сегодня мы можем в этом месте в Москве, которое предавалась забвению долгие и долгие годы, наконец-то помолиться о жертвах Первой мировой войны, о наших героях, об офицерах, генералах, солдатах, которые в тех тяжелейших условиях, о которых я уже сказал, защищали родину. Будем хранить в памяти эти принесенные на алтарь Отечества жертвы и творить, по крайней мере на этом месте, постоянную молитву о упокоении душ усопших вождей и воинов, за веру, царя и Отечества жизнь свою в годы Первой мировой войны положивших. Храни вас всех Господь!
Из слова по окончании заупокойного богослужения у часовни в честь Преображения Господня Мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны в районе Сокол, Москва, 1 августа 2014 года, в день столетия вступления России в Первую мировую войну
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
pravoslavie.ru